Оценка работоспособности машин лаборатории ГСМ филиала УК «Кузбассразрезуголь» Кедровский угольный разрез, страница 15

       Наличие меди в масле обусловлено использованием подшипников первого ряда с латунными сепараторами. При этом концентрация меди в масле до 0,1 г/л (0,001%) соответствует нормальному изнашиванию. Концентрация меди выше указанной величины свидетельствует об интенсивном изнашивании сепаратора, при этом частицы латуни просматриваются визуально в стеклянной пробирке в виде золотистого блеска. В подобных случаях необходимо выполнить замену масла и произвести осмотр подшипников и при необходимости их заменить.

       Замену масла следует выполнять в случаях изменения вязкости масла на 30% по сравнению с вязкостью нового масла и при содержании нерастворимых примесей более 1,5%.

       Все указанные замены масла не освобождают от выполнения замены масла согласно регламентным работам по техническому обслуживанию редукторов мотор-колес.

       12 Методика проведения диагностических работ, сбор и анализ данных    

       На предприятии ОАО УК «Кузбассразрезуголь» филиала Кедровский угольный разрез не ведется комплексный анализ работающего масла, взятого из редуктора мотор-колёс автосамосвалов. Поэтому по общей договорённости нам разрешили и помогали проводить этот опыт в лаборатории ГСМ ОАО « Разрез Киселёвский», куда нами отправлялось масло, взятое с автосамосвалов Кедровского угольного разреза. При анализе масла определяются следующие параметры: вязкость, температура вспышки, капельная проба, содержание воды, механические примеси, содержание металлов. Основными металлами, применяемыми для диагностирования технического состояния редуктора мотор-колёс, являются железо, медь, хром, никель и кремний. Предельные значения содержания металлов приведены в таблице 2.

       Таблица 2 – Предельные значения содержания металлов в масле

Металл

Предельное содержание металла в масле

 редуктора мотор-колеса

Железо

0,5

Медь

0,001

Хром

0,5

Кремний

0,5

Никель

0,5

       Нами была установлена  периодичность отбора проб, которая составляла 500 – 800 км пробега автосамосвала (50 – 70 мото-ч).

       Отбор производился нами из заливного отверстия с наружной крышки редуктора, шприцом-пробоотборником, после чего проба отправлялась в лабораторию для последующего анализа. Содержание металлов определяется фотоэлектрической установкой МФС-7.

       Данные анализов нами сводились в сводные таблицы по каждому автосамосвалу  отдельно,  после чего  строились графики, где наблюдался рост

содержания механических примесей и различных металлов. По данным анализов было видно, когда необходимо производить регулировку подшипников, либо нужно произвести замену масла.

       Для определения наличия зависимости между наработкой и изменением концентрации различных металлов отражающих техническое состояние редуктора мотор-колёс, циклический порядок наработки путем сортировки  был преобразован в нарастающий от минимального до максимального значений. При этом получилась некоторая совокупность точек, приведенная на рисунках 6, 7, 9, 10.

Рисунок 6 – Зависимость содержания металлов в масле в правом редукторе

мотор-колеса от наработки автосамосвала БелАЗ – 75131 №87

Рисунок 7 - Зависимость содержания меди в масле в правом редукторе

мотор-колеса от наработки автосамосвала БелАЗ – 75131 №87

Рисунок 8 – Зависимость температуры  редуктора

мотор-колеса от наработки автосамосвала БелАЗ – 75131 №87

Рисунок 9 - Зависимость содержания металлов в масле в левом редукторе

мотор-колеса от наработки автосамосвала БелАЗ – 75131 №87

Рисунок 10 - Зависимость содержания меди в масле в левом редукторе

мотор-колеса от наработки автосамосвала БелАЗ – 75131 №87