Преступность и коррупция в сфере авторских прав на видеопродукцию, страница 2

- отсутствие эффективного законодательства в сфере борьбы с нарушением авторских и смежных прав, в том числе с видеопиратством;

- отсутствие противодействия видеопиратству со стороны правоохранительных органов;

Не опасаясь преследования со стороны правоохранительных органов, видеопираты действовали открыто, не маскируя свою противоправную деятельность. Обложки видеокассет не подделывались под формат зарубежных правообладателей. На одной видеокассете записывались как правило два видеофильма. Сама контрафактная видеопродукция была в большинстве случаев низкого качества. Следует согласиться с Ю.В. Трунцевским, характеризующим ситуацию на видеорынке с 1987 по 1993 год как “эпоху торжества дикого пиратского рынка”[5].

Прежде чем перейти к характеристике второго этапа развития видеопиратства в России, необходимо указать один довод в защиту видеопиратства на первом этапе. В силу объективно сложившихся социально-экономических условий видеопиратство явилось единственно возможным способом насыщения российского рынка зарубежными и отечественными фильмами, как низкопробными и низкобюджетными боевиками, так и шедеврами мирового кинематографа.

Второй этап развития видеопиратства в России занимает период времени с 1993 по 1996 год. Данный этап характеризуется в первую очередь тем, что на борьбу с видеопиратством вышли сами правообладатели. Одним из основных сигналов, объединившим правообладателей на борьбу с видеопиратством стало принятие в 1993 г. Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”[6]. Начавшаяся после его принятия компания под лозунгом “Видео - территория закона”, организованная правообладателями, нанесла по видеопиратству первый существенный удар и, по сути, ознаменовала в России начало легального, лицензионного видео[7]. Основное значение компании было в воздействии на общественное сознание граждан России. Если до проведения компании пиратский видеобизнес расценивался населением как нормальное явление, то после ее начала видеопиратство стало расцениваться как противоправное явление, которому противопоставлен легальный видеобизнес.

Интересно отметить, что инициаторами легального видеобизнеса и борьбы с видеопиратством в России стали сами видеопираты. Нажив на реализации контрафактной видеопродукции огромные капиталы, они на эти средства закупили у зарубежных правообладателей права на продажу либо прокат видеофильмов и, легализовавшись, стали законными участниками видеобизнеса, очередной раз подтвердив эпиграф к книге Марио Пьюзо “Крестный отец” о том, что за всяким крупным капиталом стоит преступление.

Оценивая сегодня результаты компании по борьбе с видеопиратством, организованной правообладателями в 1993 г., необходимо признать, что она по ряду объективных и субъективных причин не достигла ожидаемого эффекта и практически никак не отразилась на состоянии преступности в сфере видеобизнеса. Во-первых, сами правообладатели были еще не способны полностью удовлетворить спрос на видеопродукцию. И требовалась “помощь” видеопиратов. Во-вторых, борьбу с видеопиратством не поддержало население России. Появившаяся на рынке лицензионная видеопродукция была в несколько раз дороже контрафактной. И в условиях низкого уровня доходов населения страны этот фактор часто перевешивал все остальные доводы в пользу лицензионного видео и оказывался решающим, когда у отдельного покупателя возникал вопрос, приобретать лицензионную видеокассету или контрафактную. В большинстве случаев предпочтение отдавалось контрафактному товару, даже если при этом приходилось жертвовать качеством приобретаемой видеопродукции. Граждане более охотно покупали контрафактную видеопродукцию, даже осознавая, что она реализуется с нарушением закона, а правообладателям причиняется имущественный ущерб. Тем более, среди населения была распространена мысль о том, что убытки терпят исключительно зарубежные фирмы-правообладатели[8]. Здесь же необходимо отметить одно неоспоримое преимущество, которым обладали видеопираты по отношению к правообладателям. Если лицензионная видеокассета с тем или иным художественным фильмом поступала на отечественный рынок через несколько месяцев после появления в кинопрокате[9], то пиратская копия этого же фильма появлялась в продаже одновременно с началом кинопроката, а в некоторых случаях и до этой даты. Таким образом, в тот момент когда художественный фильм поступал в продажу на лицензионных видеокассетах, спрос на него уже был удовлетворен пиратской видеопродукцией.