Проблемы, связанные с транспортированием крупнокускового груза на линейной части конвейера, страница 4

колосников были установлены на уровне звездочки пластин­чатого питателя с зазором 0,15 м, поэтому отдельные куски груза, попадая в зазор, расклинивались, что приводило к по­ломке колосников. Для пропускания груза от нижнего погру­зочного узла вместо колосникового грохота был установлен цилиндрический желоб с зазором от разгрузочной кромки до поверхности ленты 0,8 м. Однако реконструкция верхнего по­грузочного узла не дала ожидаемого эффекта, так как большая часть крупных кусков падала на ленту, минуя цилиндриче­ский желоб. Этот недостаток был присущ и нижнему погрузоч­ному узлу, хотя и в меньшей мере, так как наклонный желоб имел большую длину, чем цилиндрический.

Стесненность пространства между нижней ветвью пластин­чатых питателей и лентой не позволила применить более ра­циональные способы загрузки. Фактически материал загружался с падением крупных кусков на ленту с высоты 2,4— 2,7 м. Это явилось причиной увеличения повреждаемости рабочей обкладки ленты. Для изучения этого явления в ИГТМ АН УССР были проведены исследования по следующей мето­дике. Через определенное время, соответствовавшее перемещению 1 млн. т груза, на поверхности ленты подъемного кон­вейера выбирались 10 произвольных площадок длиной 1 м каждая. На этих площадках подсчитывалось число выбоин, вырывов, трещин, замерялись их размеры. Это позволило подсчитать общую площадь разрушенной части обкладки. Данные по 10 площадкам усреднялись. Показатель повреждаемости в виде отношения разрушенной части ко всей площади поверхности площадки сопоставлялся с фактическим количеством перемещенного за это время груза. Периодические обследования ленты в течение года позволили установить, что в среднем показатель повреждаемости на каждый 1 млн. т груза составил 0,008 при применении жестких роликоопор.

Дальнейшее усовершенствование погрузочных узлов не дало положительного эффекта. Поэтому жесткие роликоопоры на подъемном конвейере были заменены податливыми. После реконструкции темп повреждаемости ленты стал настолько незначительным, что не удалось получить надежных показате­лей. Выпадений за борт ленты и скатываний кусков груза вниз не наблюдалось. К моменту закрытия карьера (1979 г.) лента подъемного конвейера, переместив более 40 млн. т груза, оказалась пригодной для дальнейшей эксплуатации.

Исследования, проведенные в УкрНИИпроекте, ИГД им. А.А. Скочинского, Горногеологическом институте УФАН СССР, показали экономическую целесообразность использования ленточных конвейеров на карьерах со скальными породами. Возможны два варианта конвейерной схемы транспортирования. В первом случае одноковшовый экскаватор грузит горную массу в передвижную дробильную установку, причем порода перед поступлением в дробилку отгрохачивается, куски размером до 300 мм поступают непосредственно на конвейер. Во втором варианте при получении кондиционного в транспортном отношении куска ( до 500 мм) возможно применение погрузочной машины непрерывного действия с погрузкой горной массы на забойный конвейер, а при использовании одноковшового экскаватора погрузка породы на конвейер производится через бункер-питатель, оборудованный колосниковой решеткой для удаления негабарита [Приседский о типах].

Производственным объединением Ждановтяжмаш был спроектирован и изготовлен комплекс машин непрерывного действия для перемещения в отвал скальной породы на карьере «Жа-натас» горнохимического комбината «Каратау». Взорванная горная масса доставлялась автосамосвалами на погрузочный пункт, состоящий из грохота-классификатора (подгрохотный продукт класса — менее 0,6 м), бункера и пластинчатого питателя. Из этого пункта масса поступала на подъемный и про­межуточный ленточно-колесные конвейеры, затем в щековую дробилку, дробилась до класса менее 0,4 м и отвальным конвейером подавалась на отвалообразователь. Производительность комплекса 2250 т/ч, скорость транспортирования конвейерами 2, отвалообразователем — 2,5 м/с, ширина ленты 1,6 м, длина подъемного ленточно-колесного конвейера 390 м, угол подъема 0,2 рад, отвального конвейера — 800 м.