Уход за карьерными экскаваторами: Методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине «Основы эксплуатации горных машин и оборудования», страница 3

Сжатие тормозных пружин должно быть таким, чтобы тормоза удерживали на полном вылете рукояти груженный ковш, подтянутый к стреле экскаватора. При этом необходимо учитывать, что сильное сжатие пружины может вызвать ее поломку, а недостаточное – увеличение времени и пути торможения.

Центральная цапфа. Величину зазора в центральной цапфе проверяют путем измерения расстояния между опорным рельсом поворотной платформы во время копания при вытянутой рукояти. Это расстояние не должно превышать 3–5 мм. Люфт в центральной цапфе регулируют подвинчиванием гайки. Для этого необходимо сначала снять стопорные планки, вставить стальной стержень в одно из боковых глухих отверстий в гайке и затем включить поворотный механизм на вращение вправо. При этом один полный оборот верхней части экскаватора соответствует подъему гайки на 4 мм. Величина подвинчивания гайки определяется из условия нормального зазора в центральной цапфе – в 1 мм. После регулирования центральной цапфы необходимо вновь поставить на место стопорные планки и вынуть стержень из нижней рамы.

Вращение поворотной платформы при указанном способе регулирования следует производить осторожно, чтобы не сорвать резьбу на центральной цапфе.

Поворотный механизм. Машинист экскаватора, принимая смену, должен  осмотреть редукторы, убедиться в исправном состоянии механизма, проверить подачу в них смазки и работоспособность тормозов. Для проверки действия тормозов и всего поворотного механизма достаточно несколько раз повернуть экскаватор вправо и влево на угол 80–90 °.

Количество необходимого масла в корпусе редуктора контролируется маслоуказателем.

В поворотных редукторах поступление смазки на зубчатые передачи можно проверить визуально. Недостаточная и некачественная смазка зубчатых передач приводит к их преждевременному выходу из строя.

После того как экскаватор прошел значительные подъемы и спуски по неровной местности, необходимо проверить по маслоуказателю количество масла в корпусах поворотных редукторов.

Не реже одного раза в неделю необходимо подтягивать до отказа все соединительные болты и гайки и стопорить их, и не реже одного раза в месяц проверять износ накладок тормозов (износ не должен превышать половины толщины накладки, в противном случае ее заменяют).

Для приработки зубьев после замены одной или нескольких шестерен необходимо снять с вертикального вала шестерню, которая сцепляется с зубчатым венцом, включить электродвигатель и заставить редуктор вращаться вхолостую в течение двух часов (попеременно по 15 мин в каждую сторону).

Величина нажатия пружин тормозов в карьерных экскаваторах должна быть такой, чтобы остановка вращающейся части экскаватора, достигшей полной скорости, происходила при угле поворота 45–60 ° с момента отключения электродвигателей и зажатия тормоза.

Тормоза экскаватора приводятся в действие: при остановке его на длительный срок, передвижении или обесточивании.

Нельзя пренебрегать даже малейшей неисправностью тормозов, так как при работе и она может привести к аварии.

Пневматическая система. Уход за пневматической системой сводится к поддержанию работоспособности компрессорной установки и обеспечения плотности соединений во всей системе.

При значительных утечках давление воздуха в системе быстро падает, и компрессор часто включается (через реле давления), а при очень больших утечках экскаватор вообще нельзя пустить в работу. Плотность системы проверяют в следующем порядке. Давление воздуха в пневмосистеме доводят до 0,7 МПа, после чего включают электромагнитные вентили на растормаживание подъема, поворота и напора. Если в течение 25–30 мин
не произойдет включение компрессора от реле давления, то плотность системы можно считать достаточной. В противном случае надо тщательно осмотреть все соединения в трубопроводе, арматуре и устранить утечку сжатого воздуха.