Эксплуатация средств гидромеханизации: Методические указания для выполнения лабораторной работы по дисциплине «Основы эксплуатации горных машин и оборудования», страница 8

На драгах предусматривают две системы смазки механизмов: густую (проточную) – консистентными смазочными материалами и жидкую (картерную) – минеральными маслами посредством как централизованных (автоматической и ручной), так и индивидуальных (ручных) систем густой и жидкой смазок.

Жидкую смазку обычно применяют для редукторов и механизмов с кольцевой системой смазки (насосы, электродвигатели
с подшипниками скольжения и т.п.), где смазываемые части при движении непосредственно омываются маслом, в которое они погружены. Густую смазку наносят на открытые трущиеся поверхности и с помощью пресс-масленок.

С учетом специфики местных условий эксплуатации для каждой драги разрабатывают технологические карты смазки всех узлов трения и выбирают соответствующие сорта консистентных смазок и минеральных масел, что обеспечивает бесперебойную
и экономичную работу агрегатов с минимальным износом деталей и минимальными потерями мощности на преодоление сопротивлений трения.

От одного до двух-трех раз в месяц по плану, утверждаемому руководством предприятия, драги ремонтирует специальная ремонтная бригада в составе 5–7 квалифицированных слесарей и сварщика с привлечением рабочих ремонтируемой драги, назначенных начальником драги.

До начала ремонта бригадир ремонтной бригады совместно с руководством драги осматривают все механизмы и сборочные единицы, подлежащие ремонту, и составляют план его проведения, который утверждает главный инженер предприятия. К осуществлению такого ремонта привлекают механические и электрические мастерские, транспортные службы и др.

При проведении текущих ремонтов драги ремонтируют
и заменяют сменные части черпающего аппарата; крепят, частично заменяют футеровку завалочного люка, детали бочки, галечного лотка, выполняют большой объем электросварки; разбирают, ремонтируют и выверяют приводы с заменой шестерен, вкладышей подшипников, роликов стакера и ведущего ролика бочки; заменяют изношенные приводные ремни редукторов, маневровых канатов, ремонтируют и перешивают стакерную ленту; ремонтируют насосы и водопроводы, очищают от корней и растительного мусора трубопроводы, клинкеты оросительной системы и т.д. При хорошей подготовке и организации работ текущий ремонт выполняют за 8–16 ч.

Ежегодно производят зимний (капитальный) ремонт (К) драги, который можно разделить на следующие основные этапы: подготовка к ремонту; разборка, контроль и отгрузка оборудования в мастерские; ремонт на месте; сборка отремонтированных либо новых деталей и сборочных единиц; обкатка агрегатов вхолостую и под нагрузкой с выявлением и устранением неполадок.

За 1,5–2 месяца до начала зимнего ремонта начальник или механик драги оформляют ведомость дефектов о состоянии оборудования и сменных деталей. После определения объема ремонтных работ и с учетом ресурсов запасных деталей и материалов составляют смету на проведение ремонта, утверждаемую главным инженером предприятия.

До начала зимнего ремонта разрабатывают график его проведения с указанием сроков и исполнителей. Качество выполнения ремонтных работ зависит от материальных ресурсов, наличия запасных частей, оснащенности и обеспеченности материалами механических мастерских.

В период зимнего ремонта драгу устанавливают в положение, удобное для разборки, снятия на берег и последующей сборки всего оборудования и сборочных единиц, подлежащих ремонту вне корпуса драги, разбирают и осматривают все механизмы драги. Черпаковую раму и цепь вытаскивают на берег, после тщательного осмотра и разборки часть деталей ремонтируют в мастерских или на месте, а часть заменяют новыми. Завалочный люк, бочку, распределители, шлюзы-уловители, отсадочные машины и доводочную аппаратуру полностью очищают от всех остатков золота и шлихов. Все части драги, насосы, краны и клинкеты водопроводов очищают от льда, грязи и породы. Снимают стакерную ленту и перевозят на хранение в отапливаемое помещение.