Эксплуатация средств гидромеханизации: Методические указания для выполнения лабораторной работы по дисциплине «Основы эксплуатации горных машин и оборудования», страница 7

Матрос производит очистку черпаков от валунов, пней, участвует во всех вспомогательных работах, чистит палубу, бытовые помещения, следит за исправным состоянием лодок, спасательного инвентаря, ограждений механизмов, доставляет на драгу смазочные и обтирочные материалы, продукты питания и питьевую воду, участвует в переноске берегового кабеля, обслуживает катер.

На наиболее современных высокомеханизированных и автоматизированных драгах, оборудованных механическими
валуносбрасывателями, функции кормового машиниста выполняет старший машинист, при централизованной смазке всех механизмов функции верхнего машиниста выполняет дежурный электрослесарь.

В состав дражной бригады может быть включен слесарь по ремонту оборудования, осуществляющий постоянный надзор за исправностью механического оборудования и вспомогательных грузоподъемных механизмов, совмещающий профессии верхнего машиниста и дежурного электрослесаря.

В состав обогатительных бригад входят доводчики, сполосчики, промывальщики проб и отсадчики-концентраторщики (только на шлюзо-отсадочных драгах). Обогатительной бригадой руководит доводчик, а в его отсутствие – сполосчик.

Доводчик следит за строгим соблюдением режима работы обогатительного оборудования, регулирует поступление гидросмеси, руководит работой сполосчика и отсадчика, обрабатывает концентраты на доводочной установке, при наличии амальгамационных установок обслуживает их, производит съем амальгамы, ее очистку и отмывку, обрабатывет шлихи.

Сполосчик производит сполоски шлюзов, уловителей и амальгамационных приборов, помогает доводчику.

Промывальщик проб отбирает с помощью механизированных устройств пробы из забоя, пробы гали и эфелей, пробы с отсадочных машин, обрабатывает пробы, производит их доводку, ведет журнал опробования, содержания и потерь металла.

Отсадчик обслуживает отсадочные машины, песковые насосы, наблюдает за процессом отсадки, состоянием постели отсадочных машин, разгружает подрешетный концентрат, участвует в сполоске, доводке концентрата, может совмещать профессии сполосчика и доводчика.

В состав вспомогательных бригад входят береговой рабочий, электрогазосварщик, машинист котельной. Вспомогательные бригады подчиняются непосредственно начальнику драги.

Все члены дражной команды участвуют в ремонте обслуживаемых механизмов и обеспечивают технический уход за ними в межремонтный период.

3.2. Техническое обслуживание и ремонт драги

Отечественные драги работают в различных горно-геологических и климатических условиях от 220 до 300 дней в году. Для драг предусмотрены ежесменное (ЕО), ежесуточное (ЕС) обслуживания, текущие (Т) и капитальные (К) ремонты.

Ежесменно дражные сменные бригады наблюдают за состоянием и смазкой механизмов драги, выполняют крепежные работы и заменяют детали, вышедшие из строя. В течение 30 мин между сменами:

– осматривают черпаковую раму, нижний черпаковый барабан и доливают смазку в подшипники, черпаковую цепь, переднюю мачту, рамный подвес, заменяют вышедшие из строя черпаки, козырьки, пальцы;

– тщательно проверяют трюмные отсеки и опробуют аварийный водоотлив;

– осматривают, смазывают и крепят: главный привод;
рамоподъемную, носовую и папильонажную лебедки; привод и ролики бочки; привод барабанов и роликовые опоры конвейеров; основные насосы;

– осматривают и крепят электродвигатели, проверяют работу средств связи, трюмной сигнализации, распределительных устройств и т.п.;

– осматривают и крепят стоячий такелаж передней и задней мачт, подвес главного конвейера, хвостовых колод и их боковых растяжек. В осенне-зимний период эти элементы должны тщательно и регулярно очищаться от льда, снега и инея.

Каждый заступающий на смену драгер проверяет состояние тормозных устройств главного привода. Во время отопительного сезона тщательно осматриваются котел и сеть отопления.

Ежесуточно перед началом утренней смены начальник или механик драги проверяет драгу. Объем и состав проверок устанавливают на основании выявленных экипажем в течение суток неисправностей механизмов драги. Особое внимание следует уделять смазочным работам.