Эксплуатация средств гидромеханизации: Методические указания для выполнения лабораторной работы по дисциплине «Основы эксплуатации горных машин и оборудования», страница 11

Трасса должна быть подготовлена таким образом, чтобы выполнялись основные требования к прокладке трубопроводов. Расстояние между соседними нитками трубопроводов должно быть не менее диаметра уложенных труб. При прокладке трубопроводов по равнинной местности трубы должны укладываться либо на земляной подушке, либо на лежневых, обычно деревянных опорах. В местах перехода с откоса на горизонтальную или слегка покатую площадку, а также в местах резких поворотов трубопроводы следует закреплять анкерными опорами, при этом должны исключаться резкие перепады высот, число поворотов и изгибов должно быть минимальным, радиусы поворотов должны быть не менее 1,5D (D – диаметр трубы), а углы поворота из условия применения стандартных отводов кратными 15°. Укладка лежневых опор по трассе выполняется таким образом, чтобы расстояние от них до стыков прокладываемого трубопровода было не менее 0,5 м при длине труб 6 м, 1–1,5 м при длине 9 м и 2–2,5 м при длине 12 м, число лежней в одной опоре – два-три. При слабой несущей способности грунта с допускаемой нагрузкой менее 0,5×104 Н/м2 должна вводится промежуточная дополнительная опора.

Лежни изготовляются из круглого лесоматериала диаметром 0,14–0,2 м, длиной от 0,8 до 1,5 м.

Для обслуживания трубопроводов на эстакадах устраиваются мостики, ограждаемые перилами.

Разводящие трубопроводы для воды и гидросмеси укладываются на лежни, земляные подушки; отдельные участки при пересеченном рельефе местности прокладываются на стоечных опорах.

Забойные трубопроводы из-за частых передвижек и наращиваний укладываются непосредственно на грунт, который подвергается планировке бульдозером, а при низкой несущей способности грунта укладываются на подкладки, при применении же фланцевых и быстроразъемных соединений – на лежни и подкладки. Аналогично прокладываются на гидроотвалах и картах намыва трубопроводы для гидросмеси, кроме случаев, оговоренных выше. Трубопроводы с раструбными соединениями прокладываются без подкладок.

Плавучие трубопроводы укладываются на понтоны и соединяются шаровыми шарнирами.

К подготовке трассы относится и сооружение переходов под автомобильными и железными дорогами.

Сооружение этих переходов под автомобильными дорогами выполняется либо открытыми траншеями с укладкой защитных кожухов из труб диаметром на 200–300 мм больше диаметра трубопровода, либо бестраншейным способом. Трубопроводы под действующими железными дорогами сооружаются только бестраншейным способом.

Бестраншейная прокладка выполняется методом прокола. В этом случае при проходке по легким грунтам на передний торец кожуха приваривают конус, а с другого его торца прикладывают горизонтальное усилие, создаваемое домкратами. При проходке переходов в тяжелых грунтах, а также при использовании кожухов диаметром более 0,9 м их вдавливание производится без применения конуса с выемкой породы перед кожухом специальными механическими способами либо с проходкой опережающих скважин меньшего сечения.

В тех случаях, когда превышение поверхности дороги или насыпи незначительно, проходку переходов методом прокола ведут из специально отрытых и заглубленных котлованов.

Перемещение труб волоком по земле не допускается. Раскладку труб вдоль трассы и укладку их на опоры осуществляют трубоукладчиками или автокранами.

Прокладка трубопроводов на местности производится машинистом трубоукладчика или крана, слесарем, такелажником, электросварщиком и газосварщиком.

5.2. Техническое обслуживание и ремонт трубопроводов

Основные причины, вызывающие отказы в трубопроводах, следующие: заводские, проявляющиеся в виде металлургических пороков металла труб; транспортные, связанные с появлением дефектов во время транспортирования труб; сварочные, возникающие в сварных швах, и эксплуатационные, обусловленные в первую очередь интенсивным износом и пульсацией давления.

Техническое обслуживание трубопроводов в процессе эксплуатации производится с периодичностью, приведенной в табл. 5.1.

При техническом обслуживании трубопроводов, работающих на транспортировании гидросмеси, периодичность обслуживания снижается в два раза, а трудоемкость увеличивается на 40–50%.