Расчет вентиляторной установки шахты II категории по газу и пыли, страница 9

Трансмиссионный вал предназначен для передачи вращения от электродвигателя к ротору вентилятора. Различают валы прямые, коленчатые и гибкие. По конструкции различают валы гладкие, фасонные или ступенчатые, а также сплошные, полые и комбинированные. Прямые валы изготавливают преимущественно из углеродистых и легированных сталей. Чаще других применяются Ст5, Сталь45 или 40Х. В зависимости от типа производства, конструкции и размеров вала в качестве заготовок, применяют прокат сплошного сечения и трубы, паковки, штамповки и реже отливки. Затем производится предварительная механическая обработка-обработка торцов и сверление центровых отверстий. После предварительной механической обработки производят окончательную обработку с соблюдением всех технических требований для изготовления вала. Обработку шпоночных пазов предусматривают в технологическом процессе после окончания токарной обработки цилиндрических поверхностей на шпоночно-фрезерных и фрезерных станках. В процессе сборки валов производят статическую и динамическую балансировку сборочных единиц. Статическая балансировка состоит в определении величины дисбаланса и его устранении путем удаления в ненужных местах сверлением, шлифованием, растачиванием части металла или наоборот, добавлением его массы сваркой, пайкой и т.п, а также комбинированием этих способов. Для уравновешивания вращающихся сборочных единиц, имеющих большую сравнительно с диаметром длину, одной статической балансировки недостаточно. Также детали подвергают динамической балансировке. Отечественная промышленность выпускает универсальные и специальные балансировочные станки для сборочных единиц и изделий массой до 100 т.

    8.2        Исследование прочности и долговечности трансмиссионых валов глав                         ных вентиляторов шахт.

При проектном расчете обычно известны крутящий момент Мкр или мощность N и частота вращения n. Основной расчетной нагрузкой является Мкр вызывающий кручение и изгиб. Влияние сжимающих или растягивающих сил обычно мало и не учитывается.

Мкр=N/w=30N/pn=30.1150/3,14.600=18312,1 н.м

Трансмиссионный вал передает крутящий момент посредством зубчатых полумуфт, установленных на валах двигателя и ротора вентилятора.  Рассмотрим нормальный установившийся режим работы вентилятора, когда крутящий момент не изменяет своего значения, при этом он будет вызывать в трансмиссионном вале постоянные касательные напряжения, максимальное значение которых зависит от диаметра вала и определяется как

                                 tгкр/Wр=18312,1/0,001346=13,6 МПа

                                 tгкр/Wр=18312,1/0,00056=32,7 МПа

где  Wp=pd3/16=3,14*0,193/16=0,001346 м3– полярный момент сопротивления наиболее опасного сечения сплошного вала.

        Wp=pD3(1-d4/D4)/16=3,14.0,193(1-(0,166/0,19)4)=0,00056 м3 -для полого вала

       tг,-касательные напряжения.

 Кроме крутящего момента Мкр от приводного электродвигателя, трансмиссионная система находится под действием сил тяжести, зависящих от расположения оси вращения вентилятора.В горизонтальном вале- нормальные и касательные напряжения изгиба.

sгспл=QL/8W=10286,3*4,75/0,000673=9,26 МПа

                                                  - нормальные напряжения

sгкомб=QL/8W=3363,72*4,75/0,00028=57,06 МПа

 где  Q=rpd2gL/4=7800.3,14.0,192,9,8.4,75/4=10286,3 Н-вес сплошного вала

Qхв=rpd2gL/4=7800.3,14.0,192,9,8.0,28/4=606,35 Н-вес хвостовой части комбинированного вала    

Qср=rp(D2-d2)gL/4=7800.3,14.(0,192-0,1662).9,8.4,2/4=2151,02 H-вес средней части(полой) комбинированного вала.

Q=2 Qхв+ Qхв=2.606,35+2151,02=3363,72 Н-вес комбинированного вала,

           W-момент сопротивления вала изгибу  ; L=4,75 м –длина вала

W=pd3/32=3,14*0,193/32=0,000673 м3- для сплошного вала

Wp=pD3(1-d4/D4)/32=0,00028 м3 - для полого вала.

Определение коэффициента запаса прочности при статическом нагружении трансмиссионного вала при одновременном действии нормальных напряжений и касательных напряжений произведем по максимальным эквивалентным напряжениям.

nст=sт/sqrt(s2+4*t2)=280/sqrt(9,262+4*13,62)=9,74 – для сплошного вала

nст=sт/sqrt(s2+4*t2)=280/sqrt(57,062+4*32,72)=3,22- для комбинированного вала

 где  sт=280 МПа -предел текучести для Сталь45.

Для определения коэффициента запаса прочности трансмиссионного вала при действии переменных нагрузок воспользуемся формулой:

nц=(ns*nt)/sqrt(ns2+ nt2)=17,5*10,04/sqrt(17,52+10,042)=8,7-для сплошного вала

nц=(ns*nt)/sqrt(ns2+ nt2)=1,91*4,17/sqrt(1,912+4,172)=1,74- для комбинированного вала

 где  ns=sт*s*sа=250/2,282*9,26=17,5 – для сплошного вала

        ns=sт*s*sа=250/2,282*57,06=1,91 – для комбинированного вала

sт*=250 МПа - предел выносливости

nt=t-1/(Кt*tа+Yt*tm)=193/(1,313*13,6+0,1*13,6)=10,04- для сплошного вала