Ремонт аккумуляторных батарей: Методические указания к лабораторной работе, страница 3

3.9. Осыпание активной массы из ячеек пластин также неизбежный процесс. Поддерживание батарей в заряженном состоянии замедляет это процесс, чередование зарядов с глубокими разрядами - ускоряют его.

4. Безразборные способы проверки технического состояния аккумуляторных   батарей.

Внешним осмотром определяется чистота поверхности крышек и наличие трещин в стенках бака, крышках и мастике, а также степень окисления выводов. Покачиванием выводов определяется их люфт. Проверяется чистота вентиляционных отверстий и уровень электролита. При вывернутых пробках наблюдают за выделением пузырьков газа из электролита. Наличие пузырьков свидетельствует о наличии внутрен­него саморазряда в аккумуляторах.

Измеряется плотность электролита с учетом температурной поправки. Плотность электролита в исправных аккумуляторах испытываемой батареи не должна отличаться более чем на 0,01 г/см. Степень разряженности батареи определяют измерением плотности электролита во всех аккумуляторах    (табл. 1) С достаточной точностью можно принять, что уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см соответствует разряду аккумулятора примерно на 6 %      Таблица 1.

Степень разряда, %

Плотность электролита, приведенная к 15° С

Северные районы с температурой до –40° С   

Центральные районы с температурой до –40° С

Южные районы

0

25

50

75

100

1,29

1,25

1,21

1,17

1,13

1,27

1,23

1,19

1,15

1,11

1,25

1,21

1,17

1,13

1,09

Короткое замыкание пластин в батареях можно определить измере­нием э.д.с. каждого аккумулятора батареи при помощи вольтметра или нагрузочной вилки. При испытании нагрузочной вилкой выключают нагрузочное сопротивление и измеряют вольтметром э.д.с. каждого аккумулятора, которая должна быть равна величине э.д.с. покоя  определяемой по эмпирической формуле,     где   - плотность электролита , г/см

Если э.д.с. аккумулятора будет меньше величины , рассчитанной по плотности электролита  , то в аккумуляторе имеется частичное короткое замыкание. В том случае, когда э.д.с. будет равна 0, это означает, что в аккумуляторе пластины замкнуты накоротко.

Напряжение каждого аккумулятора под нагрузкой проверяют нагрузочной вилкой при завернутых пробках аккумулятора, чтобы предотвратить возможность взрыва гремучего газа.

В конце пятой секунды напряжение заряженного аккумулятора должно быть в пределах 1,7...1,8 В. Напряжение исправных аккумуляторов не должно отличаться более чем на 0,1 В. При напряжении аккумулятора 1,4…1,7 В батарея требует заряда. Если при проверке батареи напряжение хотя бы одного аккумулятора отличается от напряжения других аккумуляторов более чем на 0,1 В или падает до значения 0,4...1,4 В то батарея неисправна и требует заряда или ремонта.

При углубленной проверке аккумуляторной батареи проводят контрольный разряд и определение ее остаточной емкости. Для этого батарею полностью заряжают, доводят плотность электролита до нормы, а затем разряжают силой тока десятичасового режима при температуре электролита не выше   30 С  до напряжения 1,7 В на зажимах наихудшего аккумулятора. Батарея считается в хорошем состоянии, если время разряда не менее 5,5; 6,5 или 7,5 для батарей с электролитом плотностью 1,25; 1,27 или 1,29 г/ см. В этом случае емкость вполне исправной батареи будет в 1,13...1,14 раз меньше величины указанной в маркировке батареи.

5. Ремонт аккумуляторных батарей

Батареи ремонтируют после проверки технического состояния, когда один или несколько элементов не соответствуют техническим условиям при контрольном разряде.

Перед ремонтом батарею очищают от грязи, проверяют герметичность аккумуляторного бака и крышек, состояние заливочной мастики и выводов. При некоторых внешних дефектах разбирать батарею не требуется.