Таможенные платежи

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

В  «удельное время» и в последующий период появились новые виды

таможенных платежей, усилилась их дифференциация. В XIII в. пошли­ны взимались уже не только с определенного количества, но также в за­висимости от стоимости взвешиваемого товара (при определении «вес-чего сбора»).1 Не ранее XIV в. в актах встречаются понятия оемничего и косток. В XV в. появились явка, годовщина, порядное, роговое, пятно, контарное, задние колачи. С XVI в. в источниках упоминается о замыт-ной, рукознобной, свальной, подъемной, дрягилъской, покоренной, привязной пошлинах, не известных в XIII—XV вв.2 /

Определенное влияние на развитие таможенного дела Руси оказали монгольские завоеватели. Говоря об этом, Е. Г. Осокин полагал, что они оказали насильственное и решительное воздействие на таможенную систему, ускорив распространение таможенных пошлин.3 Возражая ему, И. Д. Беляев настаивал на том, что все монгольское влияние на русскую систему таможенного обложения ограничилось введением во второй по­ловине XIII в, новой торговой пошлины — тамги, от которой произо­шел глагол «тамжить», т. е. взыскивать пошлину — тамгу. Система таможенных пошлин и сборов отличалась сложностью и запутанностью. Каждый товар, поступавший в продажу, подвергался оплате несколькими сборами, которые нередко взимались независимо один от другого и приходились «под различными названиями на одно и то же действие, на одну и ту же операцию перехода предмета к потреблению». Иногда один и тот же сбор взыскивался неоднократно, например мостовщина. При этом к разряду собственно внутренних сборов он относил тамгу, еесчев, осмничее, кон-тарное, подъемное, припуек, померное, пятенное, пиечее, отвозное, гостиное, поворотное, анбарное, порядное, головщипу, отвоз, посаженное, по-плашное, свальное, роговое, явку, грузовую, рукознобную, дрягильскую и привязную пошлины и др.14 В. И. Сергеевич же включал сборы за переправу через мосты и реки, с мер и весов, писчее и явку в разряд фискальных пошлин, а мыт, гостиное, амбарное и тамгу — в разряд косвенных налогов. Одновременно он отождествлял тамгу в обширном смысле с пудом, весчим, явкой, гостиным, порядным и другими пошлинами. Классификация же торговых пошлин и сборов ХШ—первой половины XVII вв. может быть представлена следующим образом: 1) явка,19 замыт, узолки. судовая подъемная грузовая и поворотная пошлины —- полу-торговые-полупроезжие, полуличные-полувещные пошлины; 2) тамга, весчее, осмничее, порядное, поместное, искуиное, номерное, рогозинное, покоречное, плошки — собственно торговые пошлины; 3) пятно, писчее, роговое, привязное, головщииа («с головы») —- пошлины с продажи скота и людей «в полницу»; 4) гостиное, анбарное, полавочиое — пошлины за размещение, устройство, охрану купцов и их товаров; 5) весовое (весчее), пудовое, контарное, свальное, подъемное, рукознобное, померное, припуск — другая группа пошлин за предпродажное обслуживание и др.

Проезжие пошлины

1) Перевоз {перевозное) — пошлина за право перемещения людей, товаров, скота с одного берега реки на другой. Лодочные и паромные переправы («перевозы») содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства.20

2)  Мостоещина — пошлина с транспортных средств и физических лиц за право проезда (прохода) по мосту. Взималась мостовщиками в пользу правительства и частных лиц, содержавших мыты с разрешения правительства.

3)  Мыто — общее название пошлин с транспортных средств — возов, саней или судов, осуществлявших транзитное перемещение товара или его доставку к месту торговли. В XIII в. мыто сухое повсюду называлось «мытом», с конца XV в., как правило, — пошлиной «с возов» или «с саней», «подужным» и «Полозовым». В XVI—XVII вв. мыто сухое нередко называлось просто проезжей пошлиной; мыто водяное называлось по-разному: «посаженным», «носовым», «шестовым», «побережным», «судовой пошлиной», «привязной пошлиной», «проплавными пошлинами» и т. д. В Устюге Великом с прибытия каждого судна из Архангельска и Хол-могор положено было заплатить пошлину «с лотки» («с каюка», «с судна», «собласа»ит. д.) в размере 20, 30,40, 50, 60, 70, 80,90 и 100 коп.; если же длина судна составляла 10 сажен и больше, то ставка проезжей пошлины составляла одну гривну (10 коп.) с сажени. Дополнительно взимались «побережное» — 2 гривны (20 коп.), «записное» — 2 алт., да «гостиное» — 2 алт. с человека. За право отчалить взималось «с лотки» по 15, 20 и 40 коп.29/

Похожие материалы

Информация о работе