Морской пошлинный регламент или устав 1731 года, страница 3

Если же российские товары вывозились российскими подданными на иностранных судах, то с них взималась отпускная пошлина, равная 75% ставки, указанной в тарифе.

Одновременно вводилась санкция за противозаконное применение данной привилегии. Если российский подданный «под своим именем, чужестранных людей товары, для малого платежа пошлин, отвозить станет, и в том пойман будет, - говорилось в статье 95, - такие товары, чьи б они не были, конфисковались, да сверх того с того, кто отпускал под своим именем, взять полную по тарифу пошлину вдвое. Буде же корабельщик то учинит: и с него взять ту же двойную пошлину; а ежели той пошлины заплатить не может, тогда корабль его конфисковать».

Отдельные статьи регламента отвечали интересам иностранных купцов. «А буде иноземец привезет свой чужестранный товар в один российский порт, - говорилось в одной из них, - и в том порте заплатить привозную пошлину, а те же товары оный или другой кто иноземец же у него купит, повезет к другому российскому порту водою: то отвозных пошлин в том первом порте, и куда привезут, в другом порте с привоза в другой ряд не имать, а брать в другом порте одни мелочные сборы».

С поощрительной целью регламентом была предусмотрена премия за обнаружение во время проведения досмотровых мероприятий (на корабле или в пакгаузе) «неявленных товаров». Отличившимся при этом «таможенным служителям» присуждалось одна четвертая часть конфискованного. «Другую четверту долю (следовало отдавать – авт.) на разделение прочим таможенным служителям по пропорции». Остальное – на «гошпиталь», за вычетом из всего суммы таможенной пошлины, при нормальных условиях подлежащей взысканию согласно тарифных статей 1731 года.

Таким было основное содержание регламента 1731 года. При этом важно указать, что некоторые из его положений долгое время не находили практического применения, что с неизбежностью сказывалось на работе механизма таможенного регулирования в целом. Так, из-за отсутствия таможенной яхты, досмотрщики были вынуждены встречать приходящие суда не в море, а непосредственно в Кронштадтской портовой таможне, откуда они «на помянутые корабли по запечатании у них люков и становились и до Санкт-Петербурга отправлялись». Гавенмейстеры же, имевшие фактическую возможность встречать на специальных шлюпках приходящие корабли еще у Красной горки, «и до морской военной брантвахты, останавливая, осматриваясь и на корабельные люки печатать, и с тем до Кронштадта отправлять», не имели на это соответствующих полномочий (были лишены «такой должности»).