Методические указания к лабораторным работам: «Определение полного ресурса сопряжения и допустимых размеров сопрягаемых деталей », «Прогнозирование остаточного ресурса деталей и сопряжений в процессе устранения эксплуатационных отказов», страница 2

                    процессе эксплуатации;

            И¢д; И²д – допустимые при ремонте износы 1й и 2й деталей,

                             образующих сопряжение;

            Sнач – начальный зазор в сопряжении после приработки (максимальный зазор по чертежу)

Средняя скорость изнашивания детали или сопряжения определяют на основании микрометражных данных как среднеарифметическую:

,        (4)

где     N – число измеренных однотипных деталей;

           Иизм i – измеренная величина износа i-й детали при ее наработке

                       до измерения Низм i.

При отсутствии данных по износам и наработке деталей могут быть определены по данным технической документации из уравнения:

         (5)

где Тмр – утвержденной для данной зоны межремонтный ресурс

                  агрегата, машины.

Среднее полные ресурсы деталей  или сопряжений  в соответствии с рис. 1 и 2 определяются по уравнениям:

,              (6)

 ,                 (7)

где  и  – скорость изнашивания соответственно детали и сопряжения.

В технических условиях на дефектовку деталей и сопряжений для каждой детали указаны допустимые при ремонте размеры, а не износы что облегчает работу дефектовщика.

Допустимый Ид и предельный Ипр износы следует рассчитывать по данным технических условий по уравнениям:

для вала                                      Ид=dнач-dд ,   (8)

для отверстия                            Идднач ,  (9)

,   (10)

 для сопряжения                        И=Sд-Sнач ,  (11)

где     dнач, dд – начальный и допустимый при ремонте размер диаметр                

                          вала;

          Днач, Дд – начальный и допустимый при ремонте диаметр

                           отверстия;

          Sнач, Sд, Sпр – зазор в сопряжении соответственно начальный,

                                 допустимый и предельный.

Многочисленные исследования показывают, что величина износа детали в период приработки в большинстве случаев не превышает допуск на их изготовление, то в расчетах ресурсов деталей и сопряжений за начальный размер принимается для деталей типа «вал» минимальный размер по чертежу «dmin», а для деталей типа «отверстие» - максимальный размер по чертежу «Дmax».

Лабораторная работа № 1

Определение полного ресурса сопряжения и

допустимых размеров сопрягаемых деталей.

Требуется определить полный ресурс сопряжения и допустимые размеры сопрягаемых деталей в месте их наибольшего износа.

Исходные сведения для расчетов представлены в таблице 1

Таблица 1

Сведения из технических условий на дефектовку сопряжений

 дизелей Д-240, Д-240Л и их модификаций.

Наименование деталей сопряжения

Размеры деталей по чертежу, мм

Зазоры в сопряжении, мм

Начальный Sн

Допустимый Sд

Предельный Sпр

Втулка ведомой шестерни

Палец ведомой шестерни

0,030…0,072

0,14

0,25

По заданию средняя межремонтная наработка Тмр=3200 мото-ч. Расчеты проводятся исходя из предположения линейной зависимости средних износов деталей и их сопряжений от наработки. Средняя скорость изнашивания втулки Wвт=2,2×10-5 мм/мото-ч, средняя скорость изнашивания пальца Wп=1,2×10-5 мм/мото-ч.

1. Расчет значений допустимого без ремонта Ид и предельного Ипр износов, средней скорости изнашивания Wс и полного ресурса сопряжения Тсп.

Для рассматриваемого примера с использованием исходных данных из табл. 1 получаем:

-  допустимый износ сопряжения по формуле (11)

                  И=Sд-Sнач=0,140-0,072=0,068 мм

-  предельный износ сопряжения

     Идс=Sд-Sнач=0,25-0,072=0,178 мм.  

-  Средняя скорость изнашивания сопряжения

     Wc=Wд1 –Wд2 

Где  Wд1, Wд2 – соответственно средняя скорость изнашивания первой и второй детали сопряжения, мм/мото-ч.