Ббортовая оперативно советующая экспертная система дальнего воздушного боя на борту истребителя, страница 9

·  предварительно рассчитанное запаздывание реализации стратегии (временные затраты летчика на осмысление информации выработку стратегии и ручные операции по ее реализации), составляющие которой передаются на исполнение в блоки СИМ ДБВ1х1 «Атаман», АММ, САП.

Выходная информация блока:

·  тип траектории (подается с соответствующей задержкой на блок «Атаман»);

·  дальность пуска ракеты (подается с соответствующей задержкой на блок «АММ»);

·  моменты применения, число циклов помех (подается с соответствующей задержкой на блок «САП)».

 3.1.3. Бортовые исполнительные устройства

1.  Самолет как исполнительное устройство (модель «АТАМАН»);

2.  Ракета в воздухе (АММ);

3.  Ракета на носителе (имитируется факт наличия ракеты на борту носителя. Координаты ракеты и вектор ее скорости до момента ее пуска включительно совпадают с координатами и вектором скорости носителя);

4.  Станция активных помех (САП);

3.1.4. Модель самолета как исполнительного устройства (математическая модель «АТАМАН»)

Модель самолета-истребителя [2] (И1 - носителя БОСЭС и И2) содержит блоки расчета начального состояния, силовой установки, расчета высотно-скоростных параметров, траекторного движения самолета, управления тягой двигателя, автопилота, контура пилотирования и базы данных по самолету. Математическая модель самолета представлена модулем автоматизации траекторного маневрирования «АТАМАН», который позволяет смоделировать перемещение самолёта в пространстве за интервал времени  по заданному фрагменту траектории. При использовании ММ для имитации движения самолета И1 и самолета противника соответствующие параметры запрашиваются из «Блока характеристик самолета И1» и «Блока характеристик самолетов противника». Структурная схема математической модели АТАМАН представлена на рис. 8.

Рис.8. Математическая модель самолета «Атаман», используемая в базе знаний БОСЭС ДБВ1х1

1.  ATAMAN – модуль автоматизации траекторного маневрирования (используемый для одного самолёта).

2.  ATAMAN-С – модуль автоматизации траекторного маневрирования самолёта-цели (имеет такую же структуру как и ATAMAN). Эти модули работают параллельно и передают друг другу координаты самолётов (передача координат возможна через блок BSU).

3.  TDO (²Траекторное Движение Объекта²) - включает уравнения полета самолета.

4.  BDLA (²Параметры, Ограничения, Характеристики²) - представляет данные по самолету-истребителю или ударному самолету, его возможности и ограничения по ЛТХ.

5.  OPO (²Относительное Положение Объектов²) - вычисляет координаты относительного положения цели.

6.  LVM (²Логика Выбора Маневров²) - формирует текущий фрагмент траектории назначенного маневра.

7.  BTM (²База Тактических Маневров²) - формируются траектории множества тактических маневров в горизонтальной и вертикальной плоскостях, реализуемых моделью АТАМАN.

8.  FUS (²Формирование Управляющих Сигналов²) - рассчитывает сигналы управления самолетом по заданной перегрузке и заданному углу крена, обеспечивающие выполнение выбранного маневра.

9.  IUM (²Исходные Условия Моделирования²) - задает начальные (исходные) параметры полета и признаки для моделей АТАМАN и АТАМАN-С.

10.   BSU (²Блок Ситуационного Управления²) - вырабатывает разовые команды и параметры заданного фрагмента траектории.

11.   АТАМАN-С  - модель взаимодействующего объекта (цели).

Параметры модели АТАМАН: данные по самолету, его возможности и ограничения по летно-тактическим характеристикам.

Параметры поступают из базы данных своего самолета и самолетов противника.

Режимы работы модуля «АТАМАН»:

1) по типу самолёта: