Ббортовая оперативно советующая экспертная система дальнего воздушного боя на борту истребителя, страница 7

3.  моменты и число пуска помех ПХ (И2).

Блок предназначен для имитации алгоритмов деятельности экипажа (АДЭ). БСУ(И2) конструируется на основе предположительного знания алгоритмического индикационного обеспечения И2 (АиИО(И2)) и знания состава информации на ИУП(И2). Блок аппроксимирует процесс принятия решения по имеющейся на ИУП информации. В общем случае под процессом принятия решения будем иметь:

1.  Принятие решения;

2.  Работа экипажа в качестве звена следящей системы (слежение за директорной меткой, наложение маркера на подвижную метку);

3.  Диспетчеризация принятого решения (нажатие кнопок, тумблеров, управление РУС, РУД и т.д.).

Имитация бортового АиИО для И1 и И2 в СИМ ДБВ1х1 осуществляется блоком ситуационного управления (БСУ), при разработке которого учитывается наличие или отсутствие на борту самолета БЦВМ-алгоритмов, обеспечивающих предъявление летчику информации на ИЛС (см. рис. 5):

§  алгоритмы обработки радиолокационной информации;

§  алгоритм расчета зоны возможных пусков (дальностей эффективного пуска, гарантированного пуска);

§  алгоритм определения типа и параметров ракеты противника;

§  алгоритм определения координат пуска ракеты противника;

§  алгоритмы формирования и обеспечения условий пуска ракет по выбранной воздушной цели (левая шкала на рис. 2);

§  алгоритмы управления самолетом при атаке воздушной цели (директорный режим управления с ручным указанием типа траектории, которую нужно реализовать);

§  БОСЭС ДБВ1х1 (только на борту И1), обеспечивающая выработку и предоставление на ИУП рекомендаций по ведению боя (траектория, постановка помех, оптимальная дальность пуска);

Активизация той или иной проблемной субситуации в ДБВ1х1 происходит по ситуационному вектору  согласно приведенной выше таблице (см. табл. 1). Каждая компонента ситуационного вектора является сигналом от какого-либо блока бортового оборудования или бортового алгоритма и соответственно, чем полнее информационно оснащен самолет, тем достоверней идентифицируется возникшая проблемная субситуация.

В каждый «реальный» момент боя в зависимости от полноты оснащенности И1 и И2 тем или иным бортовым оборудованием происходит построение ситуационного вектора и  распознавание возникшей проблемной субситуации, причем активизированная проблемная субситуация может не соответствовать фактической в силу недостоверности или отсутствия какой-либо компоненты ситуационного вектора. Далее:

·  по автоматически опознанной ПрС/С на борту И1 БОСЭС вырабатывается рекомендуемая текущая тактика и с некоторой временной задержкой (рассчитанной по графу решений летчика (ГРЛ)) вырабатывается сигнал на ее реализацию;

·  по опознанной ПрС/С на борту И2 вырабатывается текущая тактика, причем по ГРЛ учитываются временные затраты на опознавание ПрС/С, ее анализ, выработку решения по текущей информации на ИУП и реализацию выработанного решения.

Полученные сигналы от БСУ в СИМ ДБВ1х1 реализуются в виде временных задержек на разных этапах развития ДБВ1х1.

АиИО и АДЭ самолета И1

·  БОСЭС ДБВ1х1 (на основании сигналов с информационно-управляющего поля кабины (сигнал выбора ДБВ1х1), сигналов с бортовых измерительных устройств (БРЛС (дальность до цели и ее вектор скорости), оптической системы (сигнал пуска ракеты противника), системы управления оружием (СУО) (тип выбранной ракеты), прицельно-навигационного комплекса (собственные координаты и вектор скорости)) и штатных БЦВМ-алгоритмов в каждый текущий момент времени вырабатываются рекомендации по оптимальной  дальности пуска ракеты, числе циклов и моментах постановки помех, рекомендуемой траектории полета);

·  БСУ(И1), где учитывается ГРЛ(И1);

Информационно управляющее поле и органы управления самолетом И1 в режиме ДБВ1х1 представлены на рис. 6.