Ббортовая оперативно советующая экспертная система дальнего воздушного боя на борту истребителя, страница 2

5.3. Анализ полученных результатов. 86

Заключение. 87

Литература. 88


 

1. Введение

Разработка и внедрение БОСЭС занимает много времени и требует больших материальных и финансовых затрат. Сокращение этих затрат является актуальной задачей. Она решается путем переноса большей части работ по отладке и тестированию БОСЭС на наземные способы и средства отработки и моделирования.

В качестве наземных способов отработки БОСЭС выступают имитационное и полунатурное моделирование. Имитационное моделирование используется при создании БОСЭС, отладке и совершенствовании ее базы знаний, а полунатурное моделирование — на заключительном этапе: стыковке БОСЭС с реальным самолетом, на который она будет установлена.

Для проведения имитационного моделирования необходим этап создания действующего прототипа БОСЭС (ДЭС) на ПЭВМ. После стыковки ДЭС со специальной системой имитационного моделирования (СИМ ДБВ1х1) ДЭС становится исследовательским прототипом (ИЭС).

2. Назначение СИМ ДБВ1х1

Создание СИМ - один из важнейших этапов разработки БОСЭС. СИМ создается совместно с БОСЭС, как инструмент отработки базы знаний (БЗ)  БОСЭС. СИМ предназначена для:

§  проверки правильности рекомендаций, вырабатываемых БОСЭС;

§  проверки полноты базы знаний БОСЭС;

§  поиска удобной для летчика формы представления рекомендаций.

Основными направлениями отработки  ИЭС являются:

§  тестирование базы знаний (БЗ) БОСЭС;

§  извлечение знаний из экспертов,

§  корректировки БЗ БОСЭС, для их последующего перенесения в бортовую версию БОСЭС;

§  наземный тренажер.

Тестирование БЗ проходит в два этапа:

§  выявление и исправление  ошибок программирования, соответствие задуманной  и запрограммированной БЗ;

§  тестирование летчиками-экспертами работы БОСЭС на предмет оценки значимости и глубины рекомендаций, выдаваемых БОСЭС.

По сравнению с системами математического моделирования отличительными чертами СИМ являются:

§  функционирование в реальном времени;

§  имитация на ПЭВМ индикаторов кабины самолета;

§  представление динамики развития ситуации на экране индикатора ПЭВМ;

§  представление траекторий движения объектов с отметкой на них наиболее значимых событий;

§  имитация на клавиатуре ПЭВМ органов управления самолетом и бортового оборудования;

§  наличие оператора в контуре моделирования.

3. Функциональные блоки СИМ ДБВ1х1

Математическое имитационное моделирование работы БОСЭС ДБВ1х1 проводится для гипотетических характеристик: самолетов И1 и И2, их ракет, станций активных помех, БРЛС и устройства определения пуска ракет (УОПР). В СИМ ДБВ1х1 задаются начальные условия завязки дальнего боя: пространственные координаты и вектор скорости И1 -  и  пространственные координаты и вектор скорости И2 -  .

По поступившему от моделей располагаемого бортового оборудования в  СИМ ситуационному вектору  в соответствии с базой правил первого иерархического уровня БЗ БОСЭС ДБВ1x1 активизируется одна из проблемных субситуаций и проводится ряд виртуальных развитий боя для поиска наилучшего разрешения активизированной проблемной ситуации.

Исходной информацией для имитационных моделей бортовой аппаратуры и имитации результатов работы бортового алгоритмического и индикационного обеспечения (АиИО) являются описания элементов бортовой аппаратуры, ИУП кабины с составом органов управления и символов на информационных кадрах, используемых летчиком в ДБВ1х1.

Алгоритмы деятельности летчика в ДБВ1х1 строятся в классе речемыслительных и перцептивно - опознавательных решений [1]. Состав бортовой аппаратуры самолетов на примере И1 показан на рис. 1.