Ббортовая оперативно советующая экспертная система дальнего воздушного боя на борту истребителя, страница 15

Рис. 2. Информационно управляющее поле кабины И1 в ДБВ1х1 для ПрС/С «Защита с нападением» (ИЛС и органы управления)


4.1.2.2.Разработка ГРЛ и расчет временных затрат оператора на реализацию рекомендаций БОСЭС ДБВ1х1

Исходной информацией для составления ГРО являются:

§  набор формализованных сценариев (ФС);

§  системное описание информационного и управляющего поля кабины;

§  системное описание бортовой аппаратуры.

Разработку ГРО удобно начинать с анализа проблемных субситуаций. Каждой такой субситуации ставится в соответствие множество возможных (допустимых) способов ее разрешения. Формирование таких множеств производится экспертом на основании анализа возможностей бортовой аппаратуры и характера ПрС/С. Следующим шагом разработки ГРО является выделение из возможных решений предпочтительного или оптимального решения. Часто такое выделение можно провести только после предварительного изучения ПрС/С на соответствующей ей математической модели принятия решений. Выбор предпочтительного решения при составлении ГРО предусматривает одновременное решение проблемы распределения функций между оператором и бортовой аппаратурой. Методологической основой такого разделения является посылка, что правильно спроектированная человеко-машинная система должна разрешать ПрС/С наилучшим образом. Оператор и бортовая аппаратура должны не противостоять, а дополнять друг друга.

При разработке ГРО, следуя причинно-следственной последовательности ПрС/С в ФС, последовательно выявляются необходимые решения оператора. Уточняется и формализуется цель разрешения ПрС/С. Сложные ПрС/С изучаются путем исследования соответствующих им математических задач принятия решения.

Составные части ГРО(ГРЛ) представлены на рисунке _

Рис. _. Составные части ГРО(ГРЛ)


4.1.2.2.1. ГРЛ и расчет временных затрат для ПрС/С «Нападение» И1

Рис. 3. Граф решений оператора при наличии БОСЭС ДБВ1х1 в ПрС/С «Нападение»

АДЭ-№1: речемыслительное решение (-решение) – анализ информации от системы ситуационной осведомленности на ИТО:

1. - восприятие информации на индикаторе тактической обстановки:

§  время на активизацию КМПО – 0 сек.;

§   время на рефлекторную реакцию, световое и слуховое раздражение – 0.16 сек.;

§  латентный период (обнаружение сигнала) – 0.1 сек.;

§  выяснительный период, простые геометрические фигуры – 0.3 сек.;

§  выяснительный период, отметки на экране РЛС – 0.3 сек.;

2.  - выработка решения о выборе типовой боевой ситуации (ТБС):

§  ЭАВР1 - упорядочение воспринятых геометрических фигур на ИТО по двум признакам (отметки высоты и скорости самолетов) – 1.5 сек.

        3. Диспетчеризация решения:

§  АДЭ-Р1 – активизация тумблера выбранной ТБС;

§  АДЭ-Р1 – активизация БОСЭС ДБВ1х1;

Смена концептуальной модели поведения: 1.5 сек.;

АДЭ-С1 – отвлечение оператора на слежение (пилотирование самолетом):

Экспериментальная зависимость «затраты на слежение (tсл.) – интервал отвлечения оператора от процесса слежения (tотв.):