Учет товаров. Организация б/у в бюджетных учреждениях. Правила ведения б/у в коммерческих банках. Понятие, виды и отражение в учете курсовых разниц

Страницы работы

Содержание работы

1. Учет товаров

Товар – предмет, который удовлетворяет какие-либо человеческие потребности и производятся для обмена. Приемка товаров по качеству, количеству, массе осуществляется в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Результаты приемки оформляются Актом о приемке (ф. № ТОРГ-1). Акты о приемке товаров с приложением сопроводительных документов передаются в бухгалтерию под расписку для оформления товаров. Для оформления приемки и оприходования товаров, поступивших без счета поставщика, составляется акт ф. № ТОРГ- 4. При узком ассортименте товаров и небольшом объеме товарных операций на складе МОЛ может вести аналитический учет движения товаров в Товарном отчете (ф. № ТОРГ- 29).

Учет товаров ведется:

1.  Партионным способом. Партия – товары, поступившие одновременно по одному транспортному документу. Учет ведется в Партионной карте. Партионный учет позволяет определить результаты реализации без проведения инвентаризации.

2.  Сортовым способом – используется в случае, если хранение организовано по наименованию и сортам без учета времени поступления товаров и цены их приобретения. МОЛ ведет учет движения товаров в Журнале учета товаров на складе (ф. № ТОРГ-18).

3.  Партионно-сортовым – используется в условиях широкого ассортимента хранящихся товаров. При данном способе каждая партия товаров, поступивших на склад, хранятся отдельно, а внутри партии товары разбиваются по сортам.

Анал.учет товаров ведется МОЛ-ами по наименованиям, сортам, артикулам, партиям, кол-ву, цене.

Приобретенные товары, являющиеся собственностью торговой орг-ции, их наличие и движение учитывают на счете 41 «Товары». Если товары не являются собственностью торговой орг-ции, но находится на ее территории, они учитываются на забалансовых счетах: 002 «ТМЦ, принятые на хранение» и 004 «Товары, принятые на комиссию».

2. Организация б/у в бюджетных учреждениях.

Бюджетный учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниц. образований, а также об операциях, изменяющих данные активы и обязательства.

Бюджетный учет должен вестись в органах гос.власти, органах управления гос.внебюдж.фондов, органах управления территориальных гос.внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание, исполнение бюджетов, бюджетной системы РФ, в финансовых органах.

В соответствии с бюджетным кодексом под бюджетными учреждениями понимаются государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение которых, в том числе по оказанию государственных (муниц) услуг физ и юр лицам в соответствии с гос (муниц) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Б/у должен осуществляться учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом, ФЗ «О б/у» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010), Инструкцией № 157н и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими б/у.

В процессе фин-ния бюджетных учреждений действует 3-уровневая система:

1. Главный распорядитель средств бюджета – орган гос власти РФ, имеющий право распределять сред-ва ФБ по подведомственным получателям бюдж средств

2. Распорядитель средств бюджета – орган гос власти РФ, орган местного самоуправления имеющий право распределять сред-ва б-та по подведомственным получателям

3. Получатель средств бюджета – бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя и имеющее право на получение бюджетных ассигнований.

 4. Нормативное регулирование БУ в бюджетных учреждениях.

Б/у должен осуществляться учреждениями, фин органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание в соответствии с: Бюджетным кодексом РФ; Законом о б/у от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010); Единым планом счетов б/у для гос органов власти (гос органов), органов местного самоуправления, органов управления гос внебюджетными фондами, гос академий наук, гос (муниципальных) учреждений и инструкция по его применении, утвержденные Приказом МФ РФ  от 01.12.2010 г. № 157н; иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими б/у.

На основе Единого плана счетов и положений Инструкции № 157н для ведения б/у применяются: - казенными учреждениями, фин. органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание - план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета;

- бюджетными учреждениями - план счетов б/у бюджетных учреждений и Инструкция по его применению;

- автономными учреждениями - план счетов б/у автономных учреждений и Инструкция по его применению.

К иным нормативным правовым актам РФ, регулирующим б/у в бюджетных учреждениях помимо Приказов МФ РФ об утверждении Планов счетов и инструкций по их применению гос и муниц учреждениями в зависимости от их типа, необходимо также отнести:

- ФЗ № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения гос (муниципальных) учреждений» - определяет

4. План счетов б/у в бюджетных учреждениях.

Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н утверждены Единый план счетов б/у для гос органов власти (гос органов), органов местного самоуправления, органов управления гос внебюджетными фондами, гос академий наук, гос (муниципальных) учреждений и инструкция по его применению. Именно этим приказом начиная с 2011 года должны руководствоваться гос (муниципальные) учреждения, в том числе и бюджетные, при ведении б/у.

Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных академий наук, гос (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах. План содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтет кодов счетов (счетов первого порядка) и анал кодов синтет счетов).

Субъект учета вправе в порядке, предусмотренном Инструкцией № 157н вводить доп аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.

Субъектами учета, применяющими положения Инструкции N 157, являются: - учреждения (органы гос.власти, органы местного самоуправления, гос.муниц.учреждения и др., осуществляющие бюджетные полномочия получателя бюдж.средств); - финансовые органы (осуществляющие составление и исполнение бюджетов); - органы, осуществляющие кассовое обслуживание (органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов гос (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений).

Объектом учета является гос (муниципальное) имущество субъектов учета, их обязательства, операции, их изменяющие, или факты хоз деятельности, имеющие место в деятельности субъектов учета.

5. Правила ведения б/у в коммерческих банках

Кредитная организация – юр. лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деят-ти на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деят-ти»  №395-1 02.12.1990 (в ред.15.11.2010 №294ФЗ с изм. от 07.02.2011 №8ФЗ).

Банк – КО, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: 1. привлечение во вклады ден ср-в физ и юр лиц;  2. размещение указанных ср-в от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности; 3. открытие и ведение банковских счетов физ и юр лиц.

Цель деятельности банка – получение прибыли как им самим, так и его клиентами. В деятельности банка важную роль играет б/у, который обеспечивает формирование информации о движении средств и источников их формирования.

Б/у в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах КО, а также об их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Б/у в банках ведется согласно Положения № 302-П от 26.03.2007   «Правила ведения б/у в КО, располоенных на территории РФ» (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.12.2010).

Основные задачи б/у коммерч.банков:

1. формирование полной, достоверной  информации о деятельности КО и его имущ положении. 2. Использование показателей б/у для принятия управленческих решений 3. обеспечение необходимой информацией внутренних и внешних польз-лей 4. выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банка, предотвращение отрицательных финансовых результатов его деятельности.

Б/у в банке ведется непрерывно с момента его регистрации в качестве юр лица до его реорганизации или полной ликвидации банка. Б/у  имущества, банковских и хоз операций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах б/у, включенных в рабочий план счетов б/у.

План счетов б/у в КО и правила ведения б/у основаны на следующих принципах б/у: 1. непрерывность деятельности; 2 отражение доходов и расходов банка по методу начисления; 3. постоянство правил б/у; 4. своевременность отражения операций; 5. раздельное отражение активов и пассивов; 6. приоритет содержания над формой и др.

Баланс банка – группировка хоз средств и источников их образования в денежном

6. Нормативное регулирование и особенности учета ВЭД.

ВЭД – экономические связи между орг-ми разных стран, основанные на взаимовыгодных условиях, предусмотренных контрактами (договорами), по осуществлению товарных, финансовых, инвестиционных, информационных и других потоков через границу с использованием в расчетах иностранной валюты по международным правилам.

Элементы ВЭД – инвестиции, услуги, экспортно-импортные сделки, товарные потоки, движение капитала, информационные технологии и т.д.

Участники ВЭД (в России) – гос-во и его органы управления, предприятия в разных организационных формах, различных видов деят-ти, партнеры по совместной деят-ти с образованием и без образования  юридического лица, иностранные юридические лица и их представительства.

В нормативном регулировании учета ВЭД выделяют следующие уровни:

1. Признанные во всем мире нормы, правила и традиции добровольно соблюдаемые экономическими субъектами (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров), Международные правили толкования торговых терминов (Инкотермс-2010)

2. Многосторонние межгосударственные соглашения и соглашения групп государств специального назначения. Нормативные акты государств ЕС, международные стандарты БУ и фин. отчетности.

3. Двусторонние межгосударственные соглашения, обеспечивающие благоприятные условия сделок.

4. Нормативные документы, регул-щие порядок ведения учета и осуществления ВЭД в гос-ве:

- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ;

- ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» № 311-ФЗ;

- ФЗ «О таможенном тарифе» № 5003-1;

- Таможенный кодекс РФ.

БУ ВЭД также регулируется Положением по ведению БУ и БО в РФ, ФЗ «О БУ» №129-ФЗ от 21.11.96 (ред. от 28.09.2010), ПБУ 3/2006 «Учет имущества и обязательств, стоимость

7. Понятие, виды и отражение в учете курсовых разниц.

Курсовая разница - это разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бух отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих актива и обязательств, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату принятия их к БУ в отчетном периоде или отчетную дату составления БО за предыдущий отчетный период.

Курсовые разницы могут быть положительными или отрицательными.

При росте курса валюты по отношению к рублю по активным счетам и при снижении по пассивным возникает положительная курсовая разница. В соответствии с ПБУ 9\99 «Доходы организации»  положительные курсовые разницы являются частью прочих доходов. Положительные курсовые разницы отражаются по К91.1.

При росте курса валюты по отношению к рублю по пассивным счетам и при снижении курса по активным счетам возникает отрицательная курсовая разница. Она в соответствии с ПБУ 10\99 «Расходы организации» входит в состав прочих расходов и отражается по Д91.2.

Для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности используется бюджетная классификация, которая включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Все операции, осуществляемые бюджетными учреждениями, оформляются первичными документами. Проверенные и принятые к учету первичные документы систематизируют  по датам совершения операций и отражают накопительным способом в таких регистрах б/у, как Журнал операций по счету “Касса”; Журнал операций с безналичными денежными средствами; Журнал операций расчетов с подотчетными лицами; Главная книга и иных регистрах, предусмотренных Инструкцией № 157н.

Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу. Она ведется с 1 янв отчетного года ежемесячно по отдельным аналитическим счетам.

Регистрами анал учета в бюджетных учреждениях явл-ся отдельные карточки или книги.

План  счетов состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета сгруппированы в 5 разделов: 1. Нефинансовые активы; 2. Финансовые активы; 3. Обязательства; 4. Фин.результат; 5. Санкционирвоание расходов бюджетов.

В бюджетном учете нет активно-пассивных счетов. Номера балансовых счетов 26-значные. в 1 - 17 разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;  в 18 разряде - код вида финансового обеспечения (деятельности); в 19 - 23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов; в 24 - 26 разрядах - аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, код КОСГУ.

Если организация осуществляет оптовую торговлю, она использует субсчет 41.1 «Товары на складе». Этот счет используется, если товары складируются в специализированных отдельных помещениях, оборудованных для хранения товаров и их защиты от порчи и хищений.

В небольшие розничные магазины, киоски и т.п. товары поступают от юр., физ.лиц или через своих работников по наличному расчету. Учет ведется на субсчете 41.2 «Товары в розничной торговле».

На субсчете 41.3 «Тара под товары и порожняя» отражается наличие и движение тары как покупной, так и собственного производства.

Субсчет 41.4 выделяют для учета покупных изделий.

Товары принимаются к б/у по фактической с/с. Фактической с/с товаров, приобретаемых за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение (без НДС) и иных возмещаемых налогов. 

Иногда возникает необходимость учета товаров по учетным (плановым) ценам на счете 15 "Заготовление и приобретение МЦ": в случае неотфактурованных поставок (без сопроводительных документов), а также в случае, когда поступление и отпуск Т осуществляется в течение всего периода, а рассчитать их фактическую с/с станет возможным лишь по окончании этого периода. Разница м/у стоимостью по этим ценам и фактической с/с приобретения отражается на сч. 16 «Отклонение в ст-ти МЦ».

 Товары в торговых организациях могут учитываться по покупным ценам - такой порядок используется в организациях оптовой и розничной торговли, а также по продажным ценам - такой порядок можно использовать организациям розничной торговли, которые продают товары с наценкой (торговой надбавкой), которая будет отражаться на счете 42 «Торговая наценка».

тоимость товаров по фактической с/с.

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:

в 1 - 17 разрядах - анал код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

в 18 разряде - код вида финансового обеспечения (деятельности);

в 19 - 23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтет код счета Единого плана счетов;

в 24 - 26 разрядах – анал код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Для казенных учреждений и бюджетных учреждений в 24 - 26 разрядах отражаются коды классификации операций сектора гос управления (КОСГУ), для автономных учреждений - аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хоз деятельности.

В целях организации и ведения б/у, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность); 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения); 3 - средства во временном распоряжении; 4 - субсидии на выполнение гос (муниципального) задания; 5 - субсидии на иные цели; 6 - бюджетные инвестиции; 7 - средства по обязательному медицинскому страхованию; 8 - средства некоммерческих организаций на лицевых счетах; 9 - средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Единый план счетов состоит из 5 разделов (нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, фин.результат, санкционирование расходов), сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования гос задания, бюджетной сметы (сметы доходов и расходов, плана финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

правовое положение гос (муниципальных) учреждений, переходные положения;

- ФЗ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» - определяется правовое положение бюджетных учреждений;

- ФЗ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- ФЗ № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» - правовое положение автономных учреждений;

- Приказ МФ РФ  от 28.07.2010 № 81н "О требованиях к плану финансово-хоз деятельности гос (муниципального) учреждения" – требования к плану финансово-хозяйственной деятельности;

- и другие нормативные документы, методические указания по вопросам б/у и отчетности.

В целях приведения в соответствие законодательству иных актов, регулирующих вопросы организации и ведения б/у в РФ, Минфином России были изданы приказы "О внесении изменений в нормативные правовые акты по б/у" и "О внесении изменений в приказы Министерства финансов РФ по б/у", согласно которым на гос (муниципальные) учреждения вне зависимости от их типа не распространяются стандарты б/у, которые применяются коммерческими организациями, включая Положение по ведению б/у и бух отчетности в РФ, План счетов б/у финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, а также положения по б/у (ПБУ) и иные нормативные правовые акты (методические рекомендации, указания и др.) в этой сфере.

которых выражена в ин. валюте», Стандартами БУ, указами Президента РФ, постановлениями правительства РФ, приказами и указаниями ЦБ РФ и МФ РФ, таможенных и налоговых органов.

 Нормативно-законодательная база учета ВЭД предусматривает право организаций самостоятельно определять формы и методы ведения б/у валютных операций. Данное право реализуется в разработке учетной политике организации.

В рамках учетной политики организации участника ВЭД утверждаются:

1. Рабочий план счетов – для этого в перечень типовых счетов БУ вводятся субсчета, характеризующие:

- формирование учетной стоимости импортируемого товара - субсчета к счетам: 08, 15, 58.

- переход рисков утраты и порчи товара от продавца к покупателю - субсчет к счетам 44, 45;

- движение валютных и рублевых денежных средств в процессе покупки и продажи валюты - субсчет к сч.57

- расчеты с внешними контрагентами - субсчет к счетам 60, 62, 76.

2. Формы первичных учетных документов, разработанных организацией самостоятельно (отчеты посредникам по экспорту или импорту материальных ценностей, акт о выполненных работах и оказанных услугах для иностранных заказчиков)

В соответствии с законодательством все организации, зарегистрированные на территории РФ, должны вести и составлять отчетность в рублях, однако в целях контроля за дебиторской и кредиторской задолженностями, обеспечения наличия и сохранности валютных ресурсов участники ВЭД должны обеспечить параллельное ведение учета валютных операций в 2-х единицах измерения: в рублях и валюте расчетов.

 Характерным для учета ВЭД является наличие понятия «учетная единица», за которую принимается товарная партия. Товарная партия – кол-во товара, отгруженное (поступившее) по одному контракту и оформленное одним транспортным или складским документом. Как правило, товарная партия не подлежит дроблению.

 Отличительной особенностью учета ВЭД является также использование большого кол-ва документов, многие из которых характерны только для операций этого вида деят-ти.

выражении на определенную дату и представляет собой основную форму бух.отчетности, которая характеризует финансовую деятельность банка и используется для анализа и контроля. Баланс банков составляется ежедневно до 12.00 местного времени след-го рабочего дня. В пассиве баланса отражается привлечение денежных средств, в активе – их размещение.

Счета м. б. только активными и пассивными, активно-пассивных не бывает. Если сальдо по счету м. б. как дебетовое так и кредитовое, открывают одноименные парные счета. Один активный, другой – пассивный.

План счетов КО имеет следующую структуру:

Счета гл. А «Балансовые счета»  являются основными счетами. На них отражается вся деятельность банка как хозяйствующего субъекта и деятельность его клиентов. Данные счета делятся на 7 разделов: Капитал; ДС и драгоценные металлы; Межбанковские операции; Операции с клиентами; Операции с ц.б.; Средства и имущество; Результаты деят-ти.

Счета гл Б «Счета доверительного управления» – Операции по доверительному управлению проводятся в соответствии с нормативными актами Банка России. Б/у операций по доверительному управлению ведется обособленно на специально выделенных счетах. Все операции по доверительному управлению совершаются только между этими счетами и внутри этих счетов. По операциям доверительного управления составляется отдельный баланс.

 Счета гл В «Внебалансовые счета» применяются для отражения ценностей и документов, не влияющих на актив и пассив по балансовым счетам, поступающих в банк на хранение, комиссию, а также для учета бланков строгой отчетности, бланков акций и других документов и ценностей.

На счетах гл Г «Срочные сделки» отражаются операции, по которым дата заключения сделки не совпадает с датой совершения платежа (поставка ц.б., драг.металлов, иностранной валюты на определенную дату в будущем).

На счетах гл Д «Счета депо» отражаются эмиссионные операции банка с ц.б.

Записи по внебалансовым счетам ведутся с применением принципа двойной записи, при этом А-е счета корреспондируют со сч 99999, а П-е - со сч 99998.

Все счета делятся на счета 1 порядка (синтетические, 3-значные) и 2 порядка (аналитические, 5-значные).

Курсовые разницы отражаются в БУ и БО в том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате или за который составлена БО.

Курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или расходы по мере ее принятия к БУ. Согласно НК РФ в налоговом учете курсовые разницы относятся к внереализационным доходам/расходам.

До 1 января 2007г. в б/у  также существовало понятие суммовые разницы, которое с 1 января 2007 г. было ликвидировано.

Похожие материалы

Информация о работе