Целенаправленный решатель, страница 3

Однако, коль скоро поведение целенаправленного решателя весьма существенно зависит от мыслительной деятельности его решающих органов, то это обстоятельство должно внести нечто новое в упоминаемые численные решения. На основании изуче­ния многочисленных результатов по принятию решений челове­ком [В. Н. Пушкин, 1965; О. К. Тихомиров, 1969; Г. С. Поспе­лов и В. А. Ириков, 1976, и др.] можно утверждать, что челове­ку несвойственно мыслить и принимать решения только в «количествах».. Он мыслит прежде всего в «качествах», для пе­го поиск решения — это, прежде всего, поиск замысла решения, и здесь количественные оценки играют вспомогательную роль.

В ходе решения задачи решающий орган оценивает ситуации, при этом их конкретные количественные характеристики пере­ходят в обобщенные качественные — фаза осмысливания ситуа­ций, а при реализации выработанных замыслов решений, напро­тив, обобщенные качественные характеристики переходят в конкретные количественные — фаза выявления   и   осуществлен ния требуемых количественных преобразований ситуаций. И в этом единстве разумно сочетаются преимущества общего и конк­ретного. Первые имеют место при выработке рациональных ре­шений и выражаются в значительном сокращении пространства поиска возможных решений, вторые имеют место при реализа­ции решений и выражаются в точной, однозначной их оценке.

Целенаправленность. Математическая теория опти­мального управления имеет дело с задачами следующих двух типов. Первый тип задач, так называемые задачи с одним за­крепленным концом, характеризуются либо заданием конкрет­ных исходных данных и требованием получить оптимальный конечный результат (прямые задачи), либо заданием конкретно­го конечного результата и требованием использовать для этого оптимальные исходные данные (обратные задачи). Для задач этого типа существование допустимых решений обычно следует из формулировки самой задачи (неважно, какой результат или какие исходные данные, лишь бы они были оптимальными). Поэтому поиск оптимальных решений в таких задачах является единственной проблемой.

Второй тип задач, так называемые задачи с двумя закреплен­ными концами, характеризуются заданием и конкретных исход­ных данных, и конкретного требуемого конечного результата. К этому типу задач можно отнести задачи на перемещение объекта из одной точки пространства в другую (например, зада­ча вывода космического корабля в заданную точку). Задачи второго типа становятся объектом математической теории опти­мального управления только после того, как для них доказыва­ется существование хотя бы одного допустимого решения.

Таким образом, в теории оптимального управления внимание акцентируется на оптимальных решениях, при этом проблемы поиска допустимых решений либо не существует, либо она счи­тается вспомогательной. Однако при исследовании поведения целенаправленного решателя для задач второго типа проблема поиска допустимых решений часто является основной и именно эти задачи являются типичными для решателя. Если задача новая, то суть проблемы для решающего органа заключается в том, чтобы найти хотя бы одно ее допустимое решение. И толь­ко тогда, когда основная проблема решаема и имеется возмож­ность выбора, решающий орган может ставить задачу оптими­зации по заданному критерию.

Одной из важнейших задач для целенаправленного решателя должна быть следующая. Заданы цель и средства, необходимо найти хотя бы одно решение, приводящее к цели с помощью заданных средств. При такой постановке акцент переносится с оптимальных решений на допустимые, считая оптимальные решения проблемой номер два.

Выбор. При терминальном подходе довольно часто выбор решения носит многокритериальный и поэтому противоречивый характер. Особенно это характерно для случая, когда исследо­ватель имеет дело с целенаправленным решателем, а использует (иначе он и не может) терминальный подход. Вместо того что­бы найти схему решения для данного класса задач, а затем, руководствуясь ею, решать конкретные задачи этого класса, он, возможно, не очень сознавая это, растворяет неизвестную ему схему решения задачи в пространстве возможных решений кон­кретных задач и, вследствие утраты структуры решения, при­ходит к многомерному и противоречивому критериальному про­странству.