Характеристика Сахалинской области. Данные о запасах ресурсов (отраслевой потенциал), страница 5

В настоящее время на север­ном Сахалине могут быть реали­зованы четыре высокорента­бельных инвестиционных про­екта такого рода: Южно-Астрахановский (море), Восточно-Ос-сойский, Усть-Томинский и Северо-Венинский. Один из них, Восточно-Оссойский, располо­жен на суше, три других — в транзитной зоне (суша-шельф) и доступны для освоения на­клонно-направленным бурени­ем с берега. Извлекаемые ресур­сы этих проектов оцениваются в 60 млн тонн нефти и конденсата и 147 млрд м3 газа (категории C3+D1). Годовой уровень добычи газа по проектам оценивается в 4-5 млрд м3, что позволяет рас­сматривать их как ресурсную ба­зу для выполнения «Программы газификации Дальнего Востока» на ее первом этапе до подключе­ния газовых потоков с шельфовых месторождений.

К сожалению, налоговые ре­формы 2001 г. резко снизили возможности нефтяных компа­ний по инвестированию геолого­разведочных работ, а отсутствие инвестиций сдерживает освое­ние вышеуказанных проектов. Поэтому, с нашей точки зрения, для развития ТЭК (и не только Дальнего Востока) необходимы изменения в системе налогообло­жения, направленные на поощ­рение инвестиций со стороны российских нефтяных и других компаний в работы по воспроиз­водству минерально-сырьевой базы.

Проблемы сахалинских СРП

Многомиллиардные инвестиции, которые консорциумы «Сахалин-1» и «Сахалин-2» планируют вложить в развитие своих проектов, требуют высокой степени гарантий. Что необходимо сделать для обеспечения этих гарантий? Прежде всего, по нашему мнению, следует упростить и унифицировать действующий механизм получения согласований и разрешений при реализации соглашений о разделе продукции. Этот механизм и раньше был несовершенным, а теперь, когда проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» выходят на следующие стадии развития, схема согласований еще более усложняется — с учетом не слишком оперативной и скоординированной работы министерств и ведомств, а также большого числа сложнейших документов, представляемых на суд российской стороны

Еще одна проблема, пока не решенная до конца, — принятие специальных нормативных актов по действующим проектам, регулирующих разделение затрат при выполнении совместных работ по созданию инфраструктуры. Необходимо тщательно продумать содержание главы Налогового кодекса, касающейся вопросов налогообложения при СРП, чтобы она удовлетворяла как инвесторов, так и российское государство, и при этом не заморозила окончательно все СРП в России. Пока идут дебаты и предлагаются разнообразные версии указанной главы, уверенности инвесторам это не добавляет.

Говоря о Налоговом кодексе, нельзя не прокомментировать положение, согласно которому с 1 января 2002 года вся плата за пользование недрами за пределами суши должна поступать только в федеральный бюджет. Практически исчезло понятие территориального моря, в пределах которого субъекту РФ поступало в бюджет 60% роялти. Таким образом, субъекты Федерации, на территории которых реализуются связанные с шельфом СРП, лишаются серьезных поступлений. В свою очередь, регионы будут вынуждены не применять возможные льготы для проектов по областным и местным налогам, чтобы компенсировать упущенные доходы (а это значительные средства, прежде всего налог на имущество).

Минэкономразвития РФ, координирующее министерство от имени правительства РФ, должно оценить данную ситуацию и избрать правильную стратегию и тактику по работе с субъектами РФ. Мы считаем, что необходимо сохранить прежнюю схему взаимодействия трех сторон (инвестора, правительства РФ, субъекта РФ) при разработке углеводородов в условиях континентального шельфа.

Что касается взаимодействия с уполномоченными компаниями, мы приветствуем идею их создания. В качестве таких компаний назначены наши давние партнеры — НК «Роснефть» и РВО «Зарубежнефть». Другой вопрос, который пока окончательно не урегулирован, — в какой форме будет осуществляться работа этих компаний, какими будут пределы их компетенции. Нам кажется, что «Роснефть» и «Зарубежнефть» могут стать очень квалифицированной сто­роной переговоров при подготовке проектов СРП, определении условий российской стороны, хорошими экспертами, представляющими государству (в лице правительства РФ и субъекта Федерации) заключения и ана­лиз по многим аспектам реализации. В то же время крайне важно, чтобы деятельность уполномоченных организаций отвечала двум принципам: не подменять государство и не допускать  конфликта интересов, в том числе в результате конкуренции с участниками проектов.

Маркетинг газа.