Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории. Предмет экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Метод экономической теории. Функции экономической теории

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

     1. Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории.

Экономика оформилась в 17-19 вв. развивалась по двум направлениям:

1) Политическая экономия. Изучает закономерности экономических отношений в гос-ве, возникающих в процессе производства, распределении и потреблении экономических благ. В идеале политическая экономия представляет собой синтез политики и экономики, когда созидательная воля человека à в целях роста благосостояния страны.

2) Экономикс или Экономика. Вводится в 70-е гг. 19вв. Экономика, синтезируя достижения  многочисленных экономических наук, изучает проблемы рационального использования ограниченных производственных ресурсов, проблемы рыночного равновесия, конкуренции, мотивации поведения потребителей, фирм и т.д.

     Меркантилизм – идеология торгового капитала эпохи первоначального направления (Монкретьен, Стаффорд, Мэн и др.). целью исследования меркантилистов (А. Серра, Т. Мэн, С. Фортрей) были поиски источников общественного богатства, объектом наблюдения стала капиталистическая торговля, предметом пристального внимания – движение денег и товаров между отдельными странами.

     Физиократы признавали в качестве источников богатства производство, но только ограничивали его одной отраслью – с/х(Ф. Кенэ, А. Тюрго).

     Классическая школа (Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо). Они обосновали систему категорий  теорию рыночной экономики.

     Марксизм. В марксистской концепции была разработана теория цены производства, сформулирована позиция по проблемам – противоречия товара, двойственного характера труда, закона стоимости и закона движения товарного производства.

Неоклассическая школа:

     А) Австрийская школа (Менгер, Бем-Баверк, Визер) известна теорией предельной полезности благ, маржинализма, согласно которой ценность благ определяется их ограниченностью и редкостью.

     Б) Кембриджская школа (Маршалл, Кларк)

     В) Лозанская школа (Вальрас)

Кейнсианство (Кейнс)

Институцианализм основан на социологическом истолковании существенности и движущих сил экономических процессов; основоположник – Веблен; (Гамильтон, Бабрейт, Перру). Обоснование ведущей роли в экономике разного рода экономических, социальных, социально-экономических институтов (гос-ва, профсоюзов, корпораций, семьи, морали, права, религии).

  Основным направлением современной экономической теории явл неолиберальные концепции «социальной рыночной экономики», Эрхард, Жискар, д’Эстен.

2. Предмет экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

В э существует 2 вида анализа: микро- и макроэкономика.

Микроэкономика изучает закономерности рынка на уровне отдельных субъектов, проблемы спроса и предложения, издержек и прибыли, рыночных структур, факторных доходов..

Макроэкономика изучает общие схемы либо всей экономики, либо абстрагированных ее секторов, причины циклических колебаний, взаимосвязи основных пропорций (между совокупным спросом и совокупным предложением, между ВНП), занятостью и инфляции.

     Экономическая теория имеет своим предметом изучения экономические категории (цена, капитал, з/п).

     Экономический закон предполагает высокую степень формализации (как естественные научные законы) процессов, происходящих в экономике.

В меньшей степени это относится к экономическим закономерностям.

  Для упрощения реальности используется экономические модели:

- позитивная эк-ка изучает реальность такой, какая она есть; анализирует существенность

- нормативная эк-ка дает оценочные суждения о том, какой должна быть экономика, как надо проводить эк-ку, в соответствии с рекомендациями, основанными на определенной эк-кой концепции.

  Методология эк-кой теории включает общие научные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция). Инструменты анализа: интуиция, логика.

5. Экономические потребности. Экономические ресурсы и их классификация.

Экономические потребности – внутренние побудительные чувства человека, нужда.

Можно разделить на несколько классов:

1) первичные и вторичные; 2) материальные и духовные; 3) личные и общественные.

Свойства  потребностей: 1) они явл безграничными; 2) чем больше потребляют, тем больше нужно; 3) усовершенствование благ.

Экономические ресурсы – это те средства, с помощью которых человек осуществляет производство материальных благ (факторы производства).

Свойство ресурсов – ограниченность.  Все ресурсы могут быть разделены на материальные и людские. В современной теории рыночной эк-ки рассматривается главным образом 4 экономические категории: земля (леса, пахотные земли, полезные ископаемые, водные, воздушные), капитал (деньги, товары производственного назначения с длительным характером использования), труд (деятельность человека, направленная на достижение полезного результата и удовлетворение потребностей людей), предпринимательская способность (способность эффективно организовать дело).

3. Метод экономической теории.

Похожие материалы

Информация о работе