Проект конструкции эксплуатационной обсадной колонны диаметром 168 мм в наклонно-направленной скважине с горизонтальным окончанием ствола глубиной 2322 м на Комсомольском месторождении, страница 18

При исследовании скважины перед входом в сепаратор (трап) устанавливают регулирующий штуцер, а для создания необходимого противодавления в сепараторе на факельной линии, идущей от сепаратора, - быстросменный штуцер. Устанавливать штуцер близко от сепаратора не рекомендуется, чтобы не забить выкид гидратами. Аналогично выбирается место для штуцера на выкиде, идущем прямо на факел.

Давление контролируется манометрами на колонной головке (межколонное пространство), буфере крестовины фонтанной арматуры (затрубное пространство), буфере фонтанной елки (трубное пространство), обоих выкидах, сепараторе (трапе).

Для контроля температуры газа термометрические карманы должны быть расположены в следующих местах:

1) на буфере крестовины фонтанной арматуры – для измерения температуры газа в затрубном пространстве;

2) на обоих выкидах и на газовой линии за сепаратором – для измерения температуры струи газа.

На трубопроводах и обвязке сепаратора должны устанавливаться стальная задвижка и вентили на соответствующее давление. Выкидные линии, крестовины, тройники должны быть заводского изготовления. Вся обвязка выполняется из НКТ с надежным креплением.

Так как пластовое давление превышает 10 МПа, то устанавливается сепаратор на давление не ниже 6,4 МПа с тем, чтобы обеспечить максимальную конденсацию тяжелых углеводородов.

8.  Разработка технологии спуска данной обсадной колонны в скважину.

Подготовка ствола скважины к спуску обсадной колонны.

Для обеспечения спуска обсадных колонн до заданных глубин ствол скважины прорабатывают и калибруют. Скважину следует прорабатывать той же бурильной компоновкой, которая применялась при бурении последнего интервала скважины, при непрерывной и равномерной подаче долота с механической скоростью не более 40 м/ч, и режимом промывки, обеспечивающим такую же скорость восходящего потока бурового раствора, что и при бурении данного интервала. Нельзя допускать работу долота на одном месте без подачи бурильного инструмента.

Если проработка скважины ведется с помощью  забойного двигателя, то необходимо периодически вращать бурильную колонну ротором во избежании ее прихвата. В процессе проработки контролируется качество бурового раствора, которое должно быть таким же, как и при бурении.

В случае увеличения выноса шлама при проработке очередное наращивание БТ следует начинать только после полной очистки бурового раствора от шлама. При подъёме бурильной компоновки с затяжками, не связанными с желобообразованиями, ствол скважины необходимо прорабатывать повторно.

После проработки необходимо проводить калибровку ствола бурильными компоновками, приближающимися по жесткости к обсадной колонне, которая подготовлена к спуску в скважину. Благодаря калибровки скважины устраняются «посадки» и «затяжки», что обеспечивает успешный спуск обсадной колонны до заданной глубины.

При калибровке неосложненного ствола, стенки которого сложены прочными породами, можно ограничиться одним спуском жёсткой бурильной компоновки, приближённой к жёсткости обсадной колонны. А в скважинах, осложнённых перегибами стволов, имеющих малые кольцевые зазоры, а также перед спуском в них обсадных колонн большого диаметра и максимальной толщины стенки калибровку ствола следует производить в несколько приёмов с постепенным увеличением жесткости бурильных компоновок. Скорость спуска жестких бурильных компоновок должна быть такой, какая будет при спуске обсадной колонны, то есть не более 1м/с, во избежание заклинивания или возникновения гидроразрыва пород и поглощений.

Перед последним подъёмом бурильных труб необходимо осуществлять промывку не менее двух объёмов циркуляционной системы, а при калибровке горизонтальных скважин промывку продолжают до тех пор пока не перестанет выноситься шлам на вибросита. Последний подъём бурильной колонны должен сопровождаться непрерывным заполнением скважины качественным буровым раствором, параметры которого должны соответствовать фактическим геолого-техническим условиям.