Рост торговли природного газа, страница 3

У поставщиков из Великобритании появилась возможность делать конкурентные предложения покупателям с континента и зарабатывать довольно большую маржу со сделок. В свою очередь крупнейшие европейские энергетические потребители стали оказывать давление на законодателей с целью открыть доступ на их рынки.

Поскольку цены на газ, привязанные к нефтяным индексам резко возросли на континенте в 1999 году, английские партнеры не смогли предотвратить неизбежных последствий для цен на газ на внутреннем рынке  и не смогли зафиксировать форвардные цены на га на низком уровне. Во многих случаях участники потерпели неудачу очень скоро, поскольку цены резко выросли в начале 2000 года.

Директива ЕС 98/30/ЕС о либерализации газовой торговли была принята в июне 1998, которая стала частью амбициозного плана Европейского Союза  создать единый европейский рынок на все товары  и услуги.  Страны, стремящиеся стать членами Европейского Союза, были вынуждены принять основные условия директивы, даже Норвегия и Швейцария предпринимали шаги по принятию условий Директивы. Директива установила минимальные требования к открытому рынку для всех стран до 2008 года.

В принципе все конечные потребители с уровнем потребления ок 25м куб. метров в год могли выступать в качестве партнеров с августа 2000 года. К 2003 году порог потребления должен быть ок. 15м куб. см/г, а к 2008 -  5м куб. см/г.  Это поучительно поскольку даже такая крайне неамбициозная цель не будет достигнута пока не пройдут целые десятилетия после  полного открытия рынков.

На развитие европейского рынка оказал неблагоприятное воздействие отказ  некоторых стран, а именно Германии и Франции, гарантировать доступ к транспортным сетям на регулируемой основе. Но транзитная транспортировка всегда была особенностью европейского газового рынка. С появлением спотовой торговли постепенно стали замещаться традиционные транзитные соглашения. Зеебругге стал  центром торговли и началось развитие торговля в некоторых других пунктах северо-западной Европы.

На европейском рынке активно выступают различные участники: добывающие компании, производители электроэнергии, поставщики (или торговцы) Существует многообразие торговых инструментов, от  фьючерсных контрактов Международной Нефтяной Биржи до розничной торговли по стандартизированным двусторонним соглашениям.

Удивительно то, что страны изначально враждебно настроенные к открытому рынку стали пересматривать свои позиции. Особенно заметно это на примере Норвегии, чье правительство решило не заключать больше новых сделок на поставку газа на территорию Европейского Экономического Сообщества  через GFU (переговорный комитет по продажам газа),  полностью отказавшись от него к концу 2001 года. Это дало возможность норвежским производителям впервые продавать газ на европейском рынке.

Тем не менее, проблема заключается в существующих контрактах  GFU, что представляет собой пятую часть всего объема западноевропейского импорта газа. Многие из этих контрактов содержат ограничения по перепродаже, в то время как Норвегия ищет пути влияния на другие рынке, такие, например, как возможное приобретение транспортных мощностей Великобритании.

Ближайшие перспективы

Сегодня ясно видна огромная роль торговли. Несмотря на нежелание многих европейских стран содействовать созданию единого европейского рынка,  торговля развивается очень быстрыми темпами, что не оставляет надежды на возможность возврата к старой неэффективной системе работы в рамках административно установленных условий. Вместо этого участники рынка, и в особенности конечные потребители, увеличивают давление на правительства с целью ускорить процесс открытия рынка, что приведет к росту торговой активности.

Время покажет необходимость организации новых  центров торговли по всей Европе, что будет способствовать развитию торговли по всему континенту. Все это будет способствовать стандартизации условий контрактов в области торговли газом и услугами по его транспортировке на территории Европы. Таковы ближайшие перспективыразвития европейского рынка газа.