Об уровне жизни и бедности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Об уровне жизни и бедности

Президент Российской Федерации поставил в прошлом году задачу о двукратном увеличении внутреннего валового продукта к 2010 году и о снижении количества живущих за чертой бедности до 10-12 процентов к 2007 году. Для снижения бедности требуется рост реальных доходов населения, который достигается за счет двух факторов: роста социальных расходов федерального бюджета (социальное обеспечение - это полномочия федерального центра) и повышения уровня оплаты труда во всех отраслях экономики.

Что мы имеем в настоящее время и что можем иметь в ближайшей перспективе (на 2006 год)?

Доля социальных расходов в совокупных расходах федерального бюджета не растет ни в текущем году, ни в прогнозируемом 2006 году. Повышение заработной платы во всех отраслях экономики, в том числе и в бюджетной сфере, сдерживается и работодателями и правительством с мотивацией, что значительное повышение зарплат работающих может спровоцировать инфляцию, хотя в условиях устойчивого развития рост заработной платы не рассматривается как существенный инфляционный фактор.

Официальный показатель числа россиян, живущих за чертой бедности, составил за 2004 год 17,8%. По критериям, принятым для официальной аналитики в нашей стране, семья оказывается за чертой бедности, если ее среднедушевой совокупный доход оказывается ниже прожиточного минимума. Однако "субъективный уровень бедности", то есть оценка того, как сами люди оценивают свои социальные позиции, считают они себя бедными или нет, по России за 2004 год составляет более 40%. И именно этот фактор способствует росту социальной напряженности в обществе.

Для оценки уровня жизни в Российской Федерации методологией Росстата используются понятия прожиточного минимума (ПМ), минимального потребительского бюджета (МПБ), бюджета высокого достатка (БВД).

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) позволяет на минимально необходимом уровне удовлетворять потребности человека в питании, приобретении жизненно необходимого набора непродовольственных товаров и платных услуг, уплачивать налоги. МПБ обеспечивает восстановительный уровень потребления. Прожиточный минимум ниже МПБ на сумму налогов и ограничен более жестким набором продуктов питания (25 наименований) и непродовольственных товаров.

Бюджет высокого достатка (БВД) позволяет удовлетворять в основном рациональные физические и духовные потребности населения и обеспечивает развивающий характер потребления.

Ниже приведена группировка населения Российской Федерации и ряда других территорий по уровню материального достатка, соответствующего разным социальным стандартам текущего потребления за 2004 год и I полугодие 2005 года.

Группы населения с доходом

Россия

г.Москва

Уральский ФО

ХМАО

г.Мегион

2004 отчет

1 п/г 2005 (оценка)

2004 отчет

1 п/г 2005 (оценка)

2004 отчет

1 п/г 2005 (оценка)

2004 отчет

1 п/г 2005 (оценка)

2004 отчет

1 п/г 2005 (оценка)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

до ПМ

17,8

19,1

17,2

18,1

14,2

16,2

8,1

8,9

7,8

8,4

от ПМ до МПБ

34,4

36,8

29,1

29,8

36,4

37,2

27,2

28,1

27,6

28,4

от МПБ до БВД

40,8

38,6

38,5

39,1

43,8

40,5

45,6

46,8

45,4

47,4

свыше БВД

7,0

5,5

15,2

13,0

5,6

6,1

19,1

16,2

19,2

15,8

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Размер ПМ

2376

2566

3754

4080

2305

2489

3664

3881

3664

3881

В I полугодии текущего года доля бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума имеет тенденцию к росту и зависит это от опережения инфляции над доходами населения. Дифференциация населения по доходам в различных регионах отличается существенно и продолжает увеличивать неравенство. Если разбить население по 10 процентным группам (от 10% граждан с самыми низкими доходами до 10% - с самыми высокими), то доходы, например, "самых богатых" москвичей превысят доходы "самых бедных" в 52 раза. В нефтяных регионах "коэффициент расслоения" (Тюменская область и ХМАО) составляет соответственно, 21 и 20. По г.Мегиону эта цифра равна 22,7. А, например, в депрессивных регионах - Тульской области, Ингушетии - он оказывается равным 8. Причем, бедные в регионах с высоким расслоением оказываются "богаче" бедных из областей с низким расслоением. Иными словами, лучше быть бедным в окружении богатых в Москве.

Однако методика расчета даже бюджета высокого дохода не предусматривает такие расходы граждан, как покупка жилья (жилищный кодекс определяет основным способом обеспечения граждан жильем - его покупку за собственные средства), обучение, платное медицинское обслуживание. Однако затраты населения на эти цели ежегодно увеличиваются и уже являются объективной необходимостью существования. И если доходы населения оценивать по той же схеме, но с учетом затрат перспективного развития (жилье, образование) и качественного бытия (здоровье, жилье), то уровень бедности в нашей стране и в Мегионе в том числе будет значительно выше официальной статистики.

При рассмотрении так называемого паритета покупательной способности россиян, если основываться на используемых российской статистикой курсах пересчета средней российской заработной платы в доллары США, то она в 2004 году составила 1,76 доллара в час или 290 долларов в месяц, что составляет менее 10% от среднемесячного заработка работника в США (примерно 3000$ в месяц). В Мегионе средний заработок работающих за 2004 год составил 657$. Пересчитанные в доллары средние розничные российские цены по отношению к американским (без учета качества и т.п.) в 2004 году составили: по хлебобулочным изделиям - около 15%, муке, крупам, макаронным изделиям - 40-50%; говядине - 60-70%; свинине, колбасным изделиям и молоку - около 40%, яйцам - 70%, курам - 80%; картофелю и яблокам - около 30%. Таким образом, если не считать хлебобулочных изделий, то российские цены находятся в интервале 30-80% от американских, то есть значительно выше, чем доходы наших людей по сравнению с американскими.

Директор департамента экономической политики
Н.П.Ермолаева

Похожие материалы

Информация о работе