Производственные процессы добычи руды, страница 13

-  погрузочно-доставочные машины с грузонесущем ковшом (ковш выполняет одновременно роль погрузочного и доставочного органа) и машины с отдельным аккумулирующим бункером;

-  транспортные машины с кузовом – автосамосвалы и самоходные вагоны.

Самоходная горная техника успешно применяется при отработке:

·  пологих и наклонных залежей с естественным поддержанием очистного пространства, работая непосредственно в открытых камерах;

·  мощных и весьма мощных рудных тел этажной или подэтажной выемкой с площадным, торцовым и площадно-торцовым выпуском руды под обрушенными породами;

·  горизонтальных и слабонаклонных залежей с искусственным поддержанием очистного пространства; самоходное оборудование движется по слоевым выработкам и закладочному массиву.

Погрузочные машины на гусеничном ходу с нагребающими рычагами используются в основном на проходческих работах (рис. 5.6).

ПНБ

Рис. 5.6. Погрузочная машина с нагребающими лапами типа ПНБ.

Ковшовые пневмоколесные погрузчики.В числе погрузочных машин на подземных рудниках получили распространение дизельные погрузчики с ковшом емкостью 1-6 м3 фирм «Вагнер» (Германия), «Катерпиллер» (США), «Тамрок» и «Терекс» (Финляндия) (рис. 5.7). Они используются в комплексе с автосамосвалами.

а                                                                        б

Катерпиллер  Терекс

Рис. 5.7. Ковшовые погрузчики.

а – «Катерпиллер»; б – Терекс.

Производительность комплекса машин достигает 2000 т/смену и более. Используются они также и на вспомогательных работах.

Погрузочно-доставочные машины (ПДМ).Данный тип машин наиболее широко распространен и практически вытеснил скреперную доставку. Ковшовые ПДМ в зависимости от емкости ковша делятся на: легкие с полезной грузоподъемностью ковша 2-3 т; средние – 4-6 т и тяжелые – 7-8 т и более. Применяются ПДМ с шарнирно-сочлененной рамой (рис. 5.8) следующих типов: «Торо» (Финляндия), «СТ» (США), «Эймко» (США), «Каво» (Швеция), «СУ-3» из отечественных – ПД-6 и ПД-8.

                                           а                                                 б

ПД-5ПДМСУ-3Китай

                                          в                                                   г

Торо001      Торо1250Е

д

ЭлЕСТ3

е

СТ14

Рис. 5.8. Погрузочно-транспортные машины.

а – ПД-6; б – СУ-3; в и г – Торо; д и е – СТ.

Расстояние доставки ПДМ не превышает 150-400 м, на больших расстояниях более эффективно использование автосамосвалов и самоходных вагонов. Так, при работе ПДМ в комплексе с двумя автосамосвалами грузоподъемностью 25 т производительность при длине доставки 1000 м составляет 1000 т/смену и более.

В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в автоматизации работы ПДМ [В.Н. Опарин, 2007].

Одним из бесспорных лидеров в области автоматизации ПДМ является компания Sandvik, чья система автоматизации, называемая AutoMine, была доведена до коммерческой реализации раньше других.

Для навигации в этой системе (а также в реализованной несколько позже фирмой Caterpillar аналогичной системе  MINEGEM) используется установленный на борту машины лазерный сканер, который во время движения сканирует поверхность выработки, фиксируя изменения ее профиля и позволяя определять местоположение машины в течение миллисекунд. Лазер постоянно обновляет карту выработки, в связи с чем постоянно происходит обмен большими объемами данных. Для их передачи используется беспроводная рудничная локальная компьютерная сеть (11 Мбит/с).

Созданная система позволяет уменьшить количество персонала, так как один оператор способен управлять тремя ПДМ, которые большую часть цикла работают автономно, и только операция зачерпывания выполняется оператором дистанционно при помощи системы видеонаблюдения.

Благодаря ДУ повышается безопасность и улучшаются условия труда оператора, который может располагаться на значительном удалении от работающей ПДМ, например, в офисе на поверхности или вообще в другом часовом поясе. В принципе, возможно из нескольких центров ДУ, расположенных в разных часовых поясах, управлять оборудованием по всему миру. Таким образом, можно обеспечить круглосуточную работу машин, при занятости операторов только в дневное рабочее время.