Тестовые вопросы и задачи по теории и устройству судна: Методические указания по подготовке к Государственному квалификационному экзамену «Вахтенный помощник капитана» для специальности «Судовождение», страница 2

dcp = ( d н  + d k) \ 2 ;          d н  - d k

Задача №2

Для сухогрузного судна т/х "Астрахань" рассчитать и построить диаграмму статической и динамической остойчивости при следующих исходных данных:

Исходные данные:
Водоизмещение судна  и координаты ЦТ судна порожнём:  Рo = 8920, т, Zgo = 11,90 м, Xgo = - 16,58 м.

Вес груза, начальная исправленная поперечная метацентрическая высота и осадка судна берутся согласно результатам решения задачи №1

Вес запасов: Р зап = 2025, т

Координаты ЦТ запасов:  Zg зап = 5,84 м.,  Xg зап = - 15,1 м.

Поправка к статическому моменту   на влияние поверхностей жидких грузов:   Мz  = 1124 тм.

Универсальная диаграмма статической остойчивости данного судна приведена в Приложении №2.

Полученные диаграммы проверить в отношении их удовлетворения требованиям Морского Регистра Судоходства (исключая критерий погоды и критерий ускорения).

ПРИМЕР РАСЧЁТА:

1.  Вычисляется полное водоизмещение судна как сумма веса грузов, запасов и водоизмещения порожнём.

2.  Начальная исправленная метацентрическая высота берётся из решения Задачи №1.

3.  По этим двум значениям с помощью Универсальной диаграммы статической остойчивости (Рис.2.1, Приложение№2) определяются при нескольких углах крена судна (например, 10, 20, 30, …. 60, 70, град.) разности ординат между кривыми плеч остойчивости формы и веса и записываются в таблицу.

4.  По данным этой таблицы на миллиметровой бумаге, выбрав масштаб, строится диаграмма статической остойчивости.

5.  Вычисляются ординаты диаграммы динамической остойчивости в таблице, по алгоритму, показанному в Табл.2.1.

6.  По данным, полученным в Табл.2.1, строится диаграмма динамической остойчивости на миллиметровой бумаге, выбрав соответствующий масштаб для осей. Обратить внимание на размерности величин.

Задача №3

Для сухогрузного судна т/х "Астрахань" проверить остойчивость по критерию погоды. Если значение критерия погоды окажется меньше единицы, следует письменно сформулировать те действия, которые бы могли исправить ситуацию (повторных расчётов проводить не нужно).

Исходные данные для расчета:

Площадь боковой парусности  F =  2400, м2

Аппликата центра парусности   Z п =  15,0, м

Расчетное давление ветра  р = 110 кГ*м2

Амплитуда бортовой качки ( по Регистру)             =  23,0, град

Диаграмма динамической остойчивости и осадка судна  берутся из решения задачи №2

ПРИМЕР РАСЧЁТА:

Критерий погоды вычисляется как отношение минимального опрокидывающего момента, определяемого по диаграмме динамической остойчивости к кренящему динамическому моменту от действия шквала.

                        Кп = М min.опр / М кр.дин. > 1

М кр.дин. = 0,001 p * Fп  * (Z п    - d), т*м,

где  р – давление ветра, кГ\м2, Fп – площадь парусности судна, Z п  - аппликата центра парусности судна от основной плоскости, м,   d - осадка судна, м.

Минимальный опрокидывающий момент определяется по методике, содержащейся в Главе4 Правил Морского Регистра судоходства,  в ситуации, когда судно потеряло ход и управление и находится в положении лагом к волне, испытывает бортовую качку с амплитудой   …    r  (амплитуда дана в задании) и подвергается внезапному удару ветрового шквала со стороны левого борта (с того же борта, на который набегают волны).

Минимальный опрокидывающий момент определяется как тангенс угла наклона касательной (в масштабе построенного графика), проведенной из точки диаграммы динамической остойчивости, соответствующей наклонению судна на левый борт, равный амплитуде бортовой качки.

     Тот же результат можно получить, если пользоваться диаграммой динамической остойчивости, представленной в форме динамического плеча lдин., которое равно работе момента, разделённой на водоизмещение судна. При этом в критерии погоды в знаменателе кренящий момент так же должен быть разделен на водоизмещение судна  Р.

Процедура определения минимального опрокидывающего момента по методике Регистра приведена на Рис.3.1

Задача №4

Для сухогрузного судна т/х "Капитан Гончаров" выбрать параметры движения (скорость хода, курсовой угол к волне), обеспечивающие безопасность на попутном волнении, используя диаграмму попутного волнения (в форме РД 31.00.57.2-91) данного судна.

Диаграмма попутного волнения для данного судна находится в Приложении № 4, (Рис.4.1).

Исходные данные для расчёта:

Длина волны        = 90 м

Исправленная поперечная метацентрическая высота по результатам решения задачи №1.

Высота волн 3% обеспеченности ( по своему варианту задания).

Задача №5

Используя штормовую диаграмму Ю.В.Ремеза,  для т\х «Астрахань» определить безопасные значения параметров движения судна в штормовых условиях.

Исходные данные для данного варианта определяются из Табл. 5.1. (Приложение № 5).

Диаграмма Ю.В.Ремеза находится в Приложении № 5, Рис.5.1.

Пример решения задачи:

1.  Определяется собственный период бортовой качки т\х «Астрахань»

Ширина корпуса судна В = 23,05 м. Начальная исправленная поперечная метацентрическая высота берется из решения задачи № 1, например 0,81м.

По капитанской формуле вычисляется собственный период бортовой качки судна (на тихой воде)

Т соб. = 0,80*В /    h   = 0,80 * 23,05\ 0,9 = 20,5 с.

2.  Для заданной в варианте задания (Приложение №5) высоты волн 3% обеспеченности    h  3%, например, равной 6,0 м находим границы резонансной зоны для этих волн. Используя шкалы А и В в левой части диаграммы Ю.В.Ремеза, проводим горизонтальные прямые до пересечения с кривыми диаграммы, соответствующими значению собственного периода, равного 20 с. Из двух полученных точек пересечения опускаем две вертикали в нижнюю часть диаграммы и заштриховываем полученную резонансную зону.

3. Для выбора безопасного режима движения судна необходимо найти такое конкретное и логичное сочетание скорости судна и курсового угла, чтобы оказаться вне заштрихованной резонансной зоны.

Задача №6

Рассчитать начальную остойчивость судна при затоплении конкретного отсека первой и второй категории.