Сущность и разновидности счисления координат корабля. Графическое счисление без учета дрейфа и течения. Графическое счисление с учетом дрейфа, страница 2

Основным видом счисления на современных кораблях является автоматическое графическое счисление, основанное на обработке информации, поступающей от скомплексированных технических средств навигации. Неавтоматическое ручное графическое счисление применяется при отсутствии автоматизированных средств счисления.

Автоматическое аналитическое счисление ведется для контроля графического счисления на мелкомасштабных картах, а также для обеспечения счислимыми координатами некоторых корабельных постов, приборов и систем.

3.2 Графическое счисление без учета дрейфа и течения

Графическое счисление ведется на навигационных морских картах. При работе используется прокладочный инструмент: параллельная линейка, штурманский транспортир, циркуль-измеритель. За исходную (начальную) точку счисления принимается место стоянки корабля - обсервованное место, полученное одним из способов при постановке на якорь (швартовы). В момент начала движения корабля фиксируются время по морским часам, отсчет лага, скорость корабля по лагу, частота вращения винтов по тахометру и компасный курс по основному и резервному курсоуказателям. Основным курсоуказателем считается тот, но которому производится управление рулем. Время и отсчет лага записываются на карте около обсервованного места в виде дроби, например , где числитель - время, знаменатель - отсчет лага (рис. 3.2).

Рассчитывается истинный курс корабля: ИК = КК + DК. Через исходную точку проводится линия истинного курса и производится глазомерная оценка расположения этой линии относительно близлежащих навигационных опасностей. Вдоль линии истинного курса делается надпись: численное значение компасного курса по основному курсоуказателю и значение поправки компаса (в скобках). Для нахождения счислимого места на любой заданный момент времени замечается отсчет лага и рассчитывается пройденное расстояние: Sл = рол * кл.

Пройденное расстояние Sл откладывается от исходной точки по линии истинного курса. Полученная точка, означающая конец вектора плавания, будет искомым счислимым местом на заданный момент времени. Счислимое место обозначается короткой черточкой (2-3 мм), перпендикулярной линии курса. У полученного места записываются время и отсчет лага. При необходимости снимаются координаты места.

Расчет счислимого места и обозначение его на карте производятся в следующих случаях:

- при изменении элементов счисления-курса и скорости корабля, дрейфа и сноса течением;

- при резком изменении наблюдаемых гидрометеоэлементов;

- в часы, кратные четырем (0, 4, 8, 12, 16, 20);

- при смене навигационной морской карты;

- в момент измерения навигационных параметров;

- в момент использования корабельного оружия;

- при сдаче штурманской вахты;

- при навигационных авариях и происшествиях.

При повороте корабля с одного курса на другой на карте находится счислимое место на момент начала поворота, графически учитывается циркуляция и находится место конца поворота, от которого прокладывается новый курс.

Траектория корабля при повороте с одного курса на другой, являющаяся в первом приближении дугой окружности, называется циркуляцией. Радиус циркуляции зависит от конструктивных особенностей корабля и от угла перекладки руля относительно диаметральной плоскости корабля и находится в пределах 1- 6 каб. Радиусы циркуляции корабля для различных углов перекладки руля определяются опытным путем и заносятся в специальные таблицы циркуляции. Циркуляция корабля учитывается при ведении графического счисления на путевых картах масштаба 1:500000 и крупнее н при изменениях курса на угол более 30°. На картах мелкого масштаба и при изменении курса менее 30° новый курс прокладывается от счислимого места, соответствующего началу поворота корабля.

При графическом счислении на карте решаются типовые задачи по нахождению счислимого места (рис. 3.2):

- на данный момент;

- на заданный момент;

- на начало и конец поворота.

Примеры решения задач

1. Найти счислимое место корабля на данный момент.

Для решения этой задачи необходимо:

- снять отсчет лага ол2 на данный момент Т2;

- рассчитать рол1 = ол2 - ол1; Sл = рол1кл;

- отложить Sл1 от исходного (предыдущего) места по линии истинного курса циркулем-измерителем в масштабе карты, у искомого счислимого места написать .

Пример 1.

Т2 = 10.20;  КК = 79,0',

ол1 = 8,4;   DГК = + 1,0";

кл = 1,05.

Решение: ол2 = 11 ,4; рол1 = ол2 - ол1 = 3,0;

Sл=рол1кл = 3.2 мили.

У искомого счислимого места написать .

2. Найти счислимое место на заданный момент.

Для решения этой задачи необходимо:

- рассчитать время плавания t = Т3 - Т2 между заданным моментом T3 и предыдущим T2, плавание Sл2 = V0*t и рол2 = Sл2 / кл;

- отложить Sл2 от предыдущего места по линии истинного курса, у искомого счислимого места написать .

Пример 2. 

Т3 = 10.32;  V0 = 12,0 уз:

T2 = 10.20;   кл = 1,05;   ол2 = 11,4.

Решение: t = T3 - T2 = 12 мин;

Sл2 = (V0 / 6) t = 24 ка6 = 2,4 мили;

pол2 = Sл2 / кл = 2,4/1,05 = 2,3; ол3 = ол2 + рол2 = 11,4 + 2,3 = 13,7.

У искомого счислимого места написать .

Частный случай задачи: найти счислимое место на момент прихода ориентира на траверз корабля. Для решения этой задачи необходимо:

- рассчитать навигационный параметр, позволяющий найти счислимое место корабля (истинный пеленг траверза ИП^ = ИК ± 90° п.б. (л.б.);

- найти счислимое место на карте (провести линию истинного пеленга из места ориентира до пересечения с линией истинного курса);

- снять с карты величину плавания Sл3 от предыдущего места до искомого;

- рассчитать время плавания t = Sл3 / V0 заданный момент Т4 = Т3 + t (время прихода ориентира на траверз корабля), рол3 = Sл3 / кл; ол4 = ол3 + рол3

- у искомого счислимого места написать .

Пример 3.

КУ = 90° л.б.;   ол3 = 13,7;

ИК = 80,0°;   V0 = 12,0 уз;

Т3 = 10.32;   кл = 1,05.

Решение: ИП = ИК- 90° л.б. = 350,0°;