Результаты измерений параметров сигналов искусственного спутника Земли, страница 4

Оптимальные для работы в шумах фазометры (например, известный ,более полувека аналоговый “декометр” на рис. 1.12 в /1/)  дают оценку разности  текущих фаз в сумме с  неопределенным  целым числом n циклов (2p)    

                       Yk(t)=Yгун(t)-Yk(t)-nk2p= wkrпкф+ wk(Dtk+Dtап.ф)-Dwt -jгун- nk2p         (1.11)

Упростим дальнейшие выкладки положив сф=с. Тогда после деления на wkф=2p/lk и обозначая линейный эквивалент постоянного сдвига через dфk=с(Dtk+Dtап.ф)  в приемном тракте, получим измеренную по фазе квазидальность в виде

                                                rрkизм.ф=rрk-dфk--nklk-сt(Df/fk)=rрk-dфk-nklk-lktDf              (1.12) 

            Заметим, что разность rрkизм.ф- rрkизм.ог=d-dфk-сt(Df/fk)-nklk квазидальностей, измеренных по огибающей (1.9) и по фазе (1.12) должна быть примерно постоянной и одинаковой на различных АП по сигналам всех ИСЗ.                            

Нешумовые погрешности квазидальности rрkизм.ф примерно такие же как и для ССЗ. Однако фазовая скорость в ионосфере больше скорости света и групповой скорости. Шумовая погрешность оценивается (в м.) как 

                                 srшссн»[l/(2p)][ПсснN0/Р]0,5 »0,0303[Пссн(N0/Р)]0,5                                 (1.13)

12

и при Псснссз значение srшссн»0,000144srшссз, т.е меньше почти на четыре порядка. Таким образом шумовая погрешность имеет порядок долей см., примерно 1/(20¸40) длины волны.  Однако неопределенность числа nk делает отсчет (1.10)  пригодным лишь (по аналогии с “методом привязки” в первых ФРНС) для образования  однозначной разности между отсчетом  tkизм.ф (t) в момент t  и отсчетом tkизм.ф(t+Td) через фиксированный (пусть – секундный) интервал Тd, за который истинная дальность изменилась на drрk=rрk(t)-rрk(t+Тd), а последнее слагаемое в (1.12) на -(Df/fk)сТd. Постоянное слагаемые не меняются. Поэтому второй однозначный результат  первичной обработки - измеренная по фазе   “дельта” кввазидальность может быть представлена как

                          drрkизм.ф = drрk - (Df/fk)сТd,                                                            (1.14)

где                  drрk={[xk(ts-Dtk)-X]2+[yk(ts-Dtk)–Y]2+[zk(ts-Dtk)–Z]2}1/2-                    

{[xk(tsd-Dtk)-X]2+[yk(tsd-Dtk)–Y]2+[zk(ts-d -Dtk)–Z]2}1/2.

Среднеквадратическая погрешность этой разности дальностей  

                                 sdrш=20,5srшссн»0,0428[Пссн(N0/Р)]0,5.                                    (1.15)

Еще раз целесообразно отметить, что приведенные выше соотношения содержат не только искомые  координаты X,Y,Z судна, но и координаты спутников x,y,z, являющиеся функциями системного времени. Физические и математические обоснования алгоритмов высокоточного предвычисления этих  функций времени приводятся в разделе 2. Далее - с целью упрощения изложения – полагается, что Dtk=0.

1.5.Основные приложения отсчетов по огибающей и фазе

Единичные отсчеты (2.9) по огибающей  дают однозначную (но на порядки менее точную, чем по фазе ВЧ заполнения) оценку квазидальности от судна до ИСЗ и обсуждаются в разделе 3 применительно  как для абсолютных так и относительных местоопределений (координат) судна. Точность местоопределения неподвижного судна можно улучшить на порядок проведя длительные (до суток и более) измерения  с последующим усреднением координат, полученных из разовых отсчетов.

Фазовые измерения дают однозначную высокоточную оценку лишь секундным (“дельта”) приращениям дальности (1.11) и пригодны для относительных местоопределений методом “привязки”. Суммируя получаемые секундные изменения координат  с координатами высокоточно привязанной начальной точки маршрута, можно получить существенное повышение точности местоопределения движущегося – по сравнению с определениями по огибающей сигналов. В разделе 4  обсуждается возможности повышения точности дифференциальных подсистем ДПС при учете постоянства разности квазидальностей (1.9) и (1.10).

Возможности использования того факта, что секундные изменения координат очевидно численно равны соответствующим проекциям вектора путевой скорости судна,  обсуждается в  разделе 4.

Размещение на судне  не одной, а двух и более разнесенных приемных антенн (местоположения которых известны в судовой системе координат с точностью долей миллиметров, а в геоцентрической системе координат измеряется по РНС с сантиметровыми точностями) позволяет с помощью двухантенных интерферометров извлечь информацию об угловой пространственной ориентации судна (см раздел 5).  Проблема устранения многозначности  нтерферометрических фазовых измерений  обсуждается  в

13

разделе 5. В разделе 6 рассматриваются и другие возможности обработки результатов измерения фазы  сигналов в нескольких приемных антеннах не только для определения истинного курса, крена и дифферента, но и для количественной оценки ранее не определявшихся по РНС навигационно–динамических параметров судна.