Психологический климат на судне. Значение социальной психологии для морского транспорта. Микроклимат экипажа и его динамика. Системы взаимоотношений на судне. Конфликты в экипаже. Мотивы поведения, моральные стимулы и психологическая оценка моряков

Страницы работы

24 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Глава 8. Психологический климат на судне. Значение социальной психологии для морского транспорта. Микроклимат экипажа и его динамика. Системы взаимоотношений на судне. Конфликты в экипаже. Мотивы поведения, моральные стимулы и психологическая оценка моряков.

Морское судоходство представляет собой истинно всемирную индустрию. Оно эффективно обслуживает мировую торговлю (около 75% всех товаров в мире перевозится на морских судах), хорошо организовано и всесторонне регулируется в международном плане. Около 1 млн. 200 тыс. моряков работают на более чем 45000 судах под флагами разных стран; мировым морским флотом владеют и оперируют около 10 тыс. компаний, соперничающих между собой с целью обеспечить себя клиентурой и удержаться на рынке транспортных услуг. Судоходство - одна из наиболее капиталоемких из всех видов коммерческой деятельности: годовой оборот средств составляет около 50 млрд. долларов США.
Вместе с тем морские суда работают как автономные транспортные единицы в сфере все увеличивающейся сложности производственных, торговых, финансовых, правовых взаимоотношений, под регулирующим воздействием многочисленных международных и национальных требований, норм и стандартов. Судовые офицеры должны выполнять широкий спектр функций в условиях уменьшающегося количества членов экипажа и коммерческого давления со стороны фрахтователей и судовладельцев, что требует от них высокого профессионального мастерства, большой ответственности, творческого подхода к решению производственных задач.

Анализ особых условий труда моряков позволяет сделать вывод о том, что большинство факторов, негативно воздействующих на человека в условиях морского плавания, либо не устранимы в ближайшие десятилетия (например, вибрация, излучение от работающих силовых установок и т.д.), либо принципиально неустранимы в обозримом будущем (штормы, тайфуны, смена временных поясов). Технический прогресс в кораблестроении, внедрение на судах высокоавтоматизированных систем управления не приводят к существенному сокращению числа аварийных ситуаций, в том числе сопровождающихся гибелью людей. Международная Морская организация установила, что причиной большинства морских катастроф является не техника, а «человеческий фактор». Очевидно, что в триаде «субъект-деятельность-объект» - «местом приложения» усилий специалистов разного профиля становится именно «субъект».  Для морского транспорта проблема безопасности, безаварийности имеет особую значимость, поскольку моряки работают в особых, экстремальных условиях повышенного риска и психологических перегрузок. Моряки более других интересуются проблемами безопасности.  Анализ состояния безопасности мореплавания как на российских, так и на иностранных судах показывает, что одна из важнейших проблем — про­блема «человеческого фактора», и, как следствие, проблема специальной пси­хологической подготовки плавсостава. Важность проблемы «человеческого фактора» для безопасности морепла­вания подтверждают цифры. По оценке специалистов: не менее, чем 80% аварий и катастроф происходит сегодня под влиянием «человеческого фактора». А некоторые радикально настроенные специалисты считают (с учетом так на­зываемого «вклада» проектировщиков, управленцев, представителей берего­вых служб и других), что степень ответственности «человеческого элемента» за аварии, катастрофы и т. д. приближается к 100%! По данным компании UK P&I Club стоимость человеческой ошибки в морском транспорте оценивается в:

- 541 $ млн./год

- 41 $ млн./месяц

- 11 $ млн./неделюлю

Анализ аварий и катастроф на морском транспорте показывает, что при­чиной аварий редко бывает недостаточная профессиональная подготовка и малый опыт работы (как правило, плавсостав достаточно подготовлен в про­фессиональном отношении). Широко распространены такие причины, как невысокая стрессоустойчивость (т. е. эмоциональная устойчивость), что не позволяет плавсоставу в стрессовой ситуации эффективно реализовать свои профессиональные знания и навыки; непонимание особенностей психоло­гического состояния и поведения людей в сложных аварийных условиях и вследствие этого нарушение психологического взаимодействия между чле­нами экипажа. Западные эксперты отмечают, что зачастую причина ава­рийности в российских экипажах и вовсе сознательное, немотивирован­ное нарушение членами экипажа существующих правил и инструкций по безопасности мореплавания. То есть, корни большинства аварий и проис­шествий на морском транспорте кроются в психологии экипажа и, соот­ветственно, требуются как психологические подходы к решению пробле­мы безопасности мореплавания, так и специальная психологическая под­готовка плавсостава.

Проблемы психогигиены и психопрофилактики, профотбора и изучения личностных особенностей моряков были и остаются для психологии актуальными и значимыми. Анализ труда судоводителей указывает на значимость временных задач, стоящих перед профессионалом. Особая временная организация труда (рейсовый и вахтенный способ труда, смена часовых поясов, ограничение пространства и т.п.) приводит к искажениям в восприятии времени моряка-судоводителя, операторским ошибкам. Актуальность и практическая значимость проблемы исследования представлений о времени жизни моряков-судоводителей является основной задачей данной работы.

В международных директивных документах по безопасности мореплавания , в актах национального и международного морского законодательства среди различных проблем человеческого фактора на борту судна значительное внимание уделяется проблеме усталости на море. В них подчеркивается, что усталость, негативно сказывающаяся в любой сфере человеческой жизнедеятельности, особенно опасна в судоходстве, поскольку сама природа судоходства, специфические условия повышенной ответственности и повышенного риска требуют от моряков постоянной бдительности, концентрации внимания, хорошей физической, интеллектуальной и психической формы.

Профессиональная подготовка, а также система дополнительной подго­товки и переподготовки плавсостава должны включать и соответствующую медицинскую подготовку, в том числе и по вопросам борьбы с усталостью. Моряки должны знать принципы и методы подходы восстановительной ме­дицины. Они должны знать и уметь использовать приемы и средства коррек­ции функционального состояния организма человека, позволяющие бороть­ся с проявлениями усталости, сохранять и восстанавливать профессиональ­ную работоспособность. Сюда относятся физиолого-гигиенические средства и методы (контрастные температурные воздействия; активная мышечная ре­лаксация; дыхательные упражнения и т. д.); психофизиологические средства и методы (т. е. различные методы психической саморегуляции); рефлексоте­рапевтические средства и методы (самомассаж биологически активных точек); фармакологические средства (в том числе применение лекарственных расте­ний); электрофизиологические средства и методы (различные средства элек­тростимуляции нервно-мышечного аппарата) и т. д.

Похожие материалы

Информация о работе