Морская навигационная техника и ее использование в судовождении, страница 6

5)  сильфонный способ подвеса резервуара основного прибора исключает возникновение кардановой погрешности при крене судна и при качке;

6)  быстродействующая следящая система (75°/с) позволяет вырабатывать информацию об угловой скорости судна по углу курса, т.е. выполняет функции навигационного гиротахометра (RoT (Rate of Turn) output);

7)  помимо одиночного гирокомпаса предусмотрено формирование следующих систем курсоуказания:

           гирокомпас + магнитный компас (GM);

           гирокомпас + гирокомпас (GG);

.

    Гирокомпас «SG Brown 1000»

Гирокомпас "SG Brown 1000" — разработка фирмы Brown (Ве­ликобритания) — относится к гирокомпасам корректируемого клас­са с косвенным управлением и предназначен для установки на судах всех типов, имеющих скорость до 60 уз и совершающих плавание до широты 80°.

В гирокомпасе "SGB 1000" применен чувствительный элемент с жидкостно-торсионным подвесом, управление движением которого происходит по командным сигналам индикатора горизонта. В принци­пе, в нем реализована такая же схема, как и в гирокомпасе "Вега".

Наиболее характерными чертами этого гирокомпаса являются сле­дующие:

1)  полностью автоматизированный процесс запуска и остановки;

2)  использование индикатора горизонта (акселерометра) с цифро­вым выходом;

3)  использование оптического кодирующего устройства с целью выработки импульсных сигналов для системы дистанционной передачи курса судна на принимающие;

4)  использование электростатического преобразователя в блоке

5)  все репитеры снабжены защитой против короткого замыкания и перегрузки.

Базовая комплектация гирокомпаса включает в себя два прибора: основной прибор и блок силового питания, с которым совмещена рас­пределительная коробка. Блок-схема соединений приборов комплекта представлена на рис. 2.58.

Гирокомпас "SGB 1000" выпускают в нескольких модификациях; 1000 А, 1000 В, 1000 S. Модификация "SGB 1000 S" наиболее совер­шенная (в частности, в комплект включен цифровой информационный прибор, указывающий курс судна, а также осуществляющий автома­тический ввод скорости и широты места для формирования корректи­рующих моментов).

Ниже приведены основные технические характеристики гироком­паса "SGB 1000S

Technical data

Static accuracy                                                                                     0,5 degrees sec Latitude

Repeatability                                                                                      0,25 degrees sec Latitude

Follow up speed                                                                                      20 degrees per second

Latitude compensation                                                   80 degrees North to 80 degrees South

Speed compensation                                                                                             0 to 60 Knots

Serial output strings                                                                NMEA, SGB, Robertson format

Serial interface types                                                                           RS-232, RS-422, 20 mA

Stepper output                                                                       TTL Level 1 /6 degree resolution

Synchro output                                                                                       26 V 400 Hz reference

Rate of turn output                                                                 ±45 degrees per minute= ± 1 mA

Power requirements                                                                                               24VDC@6A

Dimensions                                                                                     475 mmx325 mmx373 mm

Weight                                                                                                                           33,4 kg

Последняя (1999 г.) модификация гирокомпаса "SG Brown" — это модель "SGB 1000 SKR", которая предназначена для использования на гидрографических судах, выполняющих промерные работы.

Наиболее характерные отличительные особенности гирокомпаса "SGB 1000 SKR" таковы:

— повышенная статическая точность (0,15° sec <p);

— повышенная скорость отработки следящей системы (100 °/с);

                                                                        Рис.2

—  увеличенная надежность чувствительного элемента (MTBF — 50000 ч);

—  моноблочное исполнение базового прибора (в комплект гиро­компаса входит еще распределительная коробка).

На рис. 2 представлен вид гирокомпаса "SGB 1000 SKR".

Магнитный компас «Юпитер»

Этот компас выпуска­ют в нескольких модификациях — для пеленгования, путевой, с опти­ческой дистанционной передачей. Предназначен он для установки на крупнотоннажных морских судах, соответствует требованиям между­народных стандартов, одобрен морскими службами многих стран (Гер­мании, Англии, Франции, Италии, Дании, Норвегии, Польши).

Основные параметры компаса:

Диаметр картушки                                                                                           180 мм

Точность индикации курса                                                                                    0,5˚

Вес котелка компаса                                                                                          8,7 кг

Котелок компаса устанавливают в нактоузах системы "Navipol" (рис. 3)

                                                                                                                       

 На рисунке показаны: на­ктоуз 4, компенсаторы четвертной деви­ации 2, компенсатор широтной девиа­ции (флиндерсбар) 3, оптическая систе­ма передачи отсчета курса 5, дополни­тельная оптическая система 1.

Внутри нактоуза установлены магни­ты для компенсации полукруговой и кре-новой девиации.

Магнитный компас "Юпитер" снаб­жают (по заказу потребителя) датчиком магнитного курса, обеспечивающим рабо­ту дистанционной электрической переда­чи. Благодаря этому датчику, который монтируют сверху, на стекле котелка, магнитный компас подключается к систе­ме сигнализации ("Naviwarn") об откло­нении судна с заданного курса, а также к системам "Navipilot" и "Navitrans".

Система "Navipilot" обеспечивает ав­томатическое управление рулем, удержи­вая судно на заданном курсе, а "Navitrans" — это репитерная система курсоуказания.