История кораблевождения, страница 2

Уильям Канингам в 1559 г. издал книгу под названием "Подзорная труба", в кото­рой учит для построения карты разделить центральный меридиан на равные части, а другие меридианы с каждой его стороны проводить отстоящими вверху и внизу от центрального меридиана пропорциональ­но отшествию в самой высокой и самой низкой широтах; с этой целью приводится таблица отшествий очень точная, до 3-го знака шестидесятых дробей. Карта была бы превосходной, если бы не параллели, проведенные прямыми линиями вместо кривых. В другом примере, где изобража­ется четвертая часть сферы, меридианы и параллели все кривые линии; это было бы хорошо, если бы только меридианы не были слишком неровны .

В 1581 г. Михаил Куанье из Антверпе­на издал морские карты, а также неболь­шой трактат, где он объясняет ошибки Медины; Куанье, веро­ятно. Был первым, кто говорил, что лок­содромия образует около полюса спираль. Он издал также таблицы склонения Солн­ца и подметил постепенное уменьшение наклонности эклиптики. Он описал градшток с тремя крестовинами, который в то время повсеместно употреблялся на море.

Голландские карты с 1584 г. издава­лись атласами, с трактатом по навигации в виде введения.

В 1585 г. Родриго Заморано, бывший в то время лектором в Морском училище в Севилье, издал краткий и ясно написан­ный конспект по кораблевождению; в сво­ем желании иметь лучшие карты он сле­дует Кортесу.

Андрее Гарсия де Цеспедес, замести­тель Заморано в Севилье, издал в 1606 г. в Мадриде трактат по кораблевождению. В 1592 г. Петр Планциус издал свою все­общую географическую карту, на которой были указаны открытия в Ост- и Вест-Ин­дии и в направлении к северному полюсу. Эта карта не сделала ему много чести: градусы широт равны, но расстояния меж­ду меридианами различны. Планциус по­казал Лондон под широтой 51°32' и дол­готой 22°, из чего видно, что первый ме­ридиан должен был быть более чем на 3° восточнее острова  Св. Михаила.

Около этого времени великие усо­вершенствования в составлении карт были сделаны Меркатором. С воспроизведений древних карт Меркатора можно сделать следующие измерения. Генеральная кар­та Северной Америки 1569 г. от 25о до 79° широты имеет в длину от N к S 2 фута, а в ширину 20 дюймов. Другая карта той же самой эпохи от экватора до 60° южной ши­роты длиной в 15,8 дюйма. Карты согла­суются одна с другой, небольшое расхож­дение допущено в разбивке сетки. По сравнению с современной таблицей ме­ридиональных частей все расстояния меж­ду параллелями слишком малы. Так как все расстояния меньше истинных, то, воз­можно, что Меркатор просто боялся давать настоящие расстояния.

В 1594 г. прославленный мореплава­тель Джон Девис издал брошюру "Секре­ты моряка". Он различает  плавания трех видов: горизонтальное, парадоксальное и по дуге большого круга. Его горизонталь­ное плавание состоит из коротких пере­ходов, которые могут быть нанесены на плоском листе бумаги. При парадоксаль­ном, или космографическом, плавании рассчитываются долгота, широта и рас­стояние; это плавание представляет со­бой соединение многих "горизонтальных" курсов в один "безошибочный или истин­ный", т.е. то, что в настоящее время на­зывается составным, или Меркаторским счислением. Свой "парадоксальный курс" Девис списывает правильно, как локсод­ромию, которая есть прямая линия на карте и кривая на глобусе. Он указывает ошибки обыкновенной, или простой кар­ты и обещает, если удосужится, издать "парадоксальную карту". Появилась ли подобная карта, неизвестно, но Девис не­сколькими годами позже содействовал Райту в построении его карты, известной как меркаторская. Плавание по дуге большого круга на шаре описано Девисом ясно; чтобы сделать его более прак­тичным, Девис разделяет длинное рас­стояние на несколько коротких локсод­ромий совершенно точно. Вследствие на­выка, бывшего у мореплавателей в об­ращении с глобусами, основы плавания по дуге большого круга были небезыз­вестны и в более старое время; действи­тельно имеется указание, что С.Кабот проектировал путешествие через Север­ный Атлантический океан по дуге боль­шого круга в 1495 г.

Приводимый Девисом список инстру­ментов, необходимых опытному моряку, заключает в себе морской компас, градшток, карту, квадрант, астролябию, "маг­нитный инструмент" для нахождения скло­нения компаса, горизонтальную планис­феру, глобус и парадоксальный компас. О трех первых Девис говорит, что они удов­летворяют требованиям морской практи­ки, астроябия и квадрант считаются им не­надежными для морских наблюдений. Он ясно указывает на важность знать время приливов при приближении к гаваням, где имеются приливы или бар, а также указы­вает способ определять это время по воз­расту Луны. Таблица склонения Солнца дается им для полдня каждого дня в тече­ние четырех лет. Наибольшая величина склонения указана в 23°28'. Для различ­ных курсов и расстояний разность широт и отшествие подсчитаны точно. Образчик шканечного журнала имеет только одну строчку для каждого дня, но расположе­ние столбцов такое же, как в современ­ном журнале. Девис указывает, что пер­вый меридиан проходит через остров Св.Михаила потому, что в этом месте нет склонения, и что, следовательно, этот ме ридиан проходит как через магнитный, так и через географический полюсы земли. Он не упоминает о меркаторской карте, ни в связи с именем Кортеса, ни в связи с именами других писателей по кораблевождению. Девис указывает правила для нахождения широты по двум высотам Сол­нца и разности азимутов, а также по двум неподвижным звездам с помощью глобуса;

у него имеется чертеж квадранта с отвесом для измерения зенитного расстояния и чер­теж одной из разновидностей градштока, когда наблюдатель при пользовании им сто­ит спиной к Солнцу и смотрит на горизонт через мишень, укрепленную на конце што­ка, в то время, как тень от верхнего края подвижного выступа падает на эту же ми­шень. Этот прибор, известный под именем "back-staff', является усовершенствован­ным градштоком. Он был снабжен отража­тельным стеклом (рефлектором) и впервые, таким образом, грубо осуществлял идею, положенную в основание устройства квад­ранта или секстана. Инструмент этот оста­вался во всеобщем употреблении до тех пор, пока не был в 1731 г. заменен Гадлеевским квадрантом.