Исследование основных свойств гирокомпаса «Вега», страница 2

Первоначальную установку   регулятора   «Дрейф»   выполняют в режиме гироазимута, добиваясь   минимальной   скорости увода гиросферы (не более 1 град/ч).                                                 

|       Регулятор «Поправка»   вырабатывает  сигнал U7который обеспечивает   дополнительную    закрутку   вертикальных торсионов    на    угол ф2,    т. е. создает   дополнительный   момент Lzдоп=Czфz

Первоначальную установку регулятора «Поправка» производят в режиме гирокомпаса, добиваясь минимального значения его постоянной погрешности.

При качке   судна у гирокомпаса   появляется   дополнительная погрешность, обусловленная   тем, что оси кардановых   колец от­клоняются от осей   торсионов на некоторый  угол.   В  результате этого появляется ложный сигнал из-за дополнительной   закрутки торсионов. Для устранения этой ошибки в схеме предусмотрен пре­образователь координат 11   (см. рис. 5),   представляющий  собой вращающийся  трансформатор   1В4,   роторная обмотка   которого включена параллельно сигнальным обмоткам датчиков угла, вы­рабатывающим сигнал U\.

Со статорной обмотки трансформатора  1В4 снимается сигнал

где  у — угол  наклона  корпуса прибора вокруг оси подвеса про­межуточного кольца 4 (см. рис. 5).

Сигнал U8= U1siny поступает в общую схему суммирования сигналов и ликвидирует взаимное влияние следящих систем при наклонах корпуса гироблока, т. е. компенсирует небольшие углы закрутки торсионов при этих наклонах.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ   ГИРОКОМПАСА

К эксплуатации гирокомпаса на судне относятся действия, выполняемые при включении гирокомпаса, а также основные проверки и регулировки.

Включение гирокомпаса

Перед включением органы управления и контроля устанавли­вают следующим образом:                                         

переключатель режимов электрических цепей (см. рис. 1, поз 2) в положение «Подготовка»;

рукоятку «Скорость приведения» (см. рис. 1, поз. 3) в среднее (фиксированное) положение;

переключатель «Режим»    (см. рис. 3, поз. 10)    в    положение

«ГК» (гирокомпас);

переключатель «Следящая система» (внутри прибора ВГ -3) положение «Следящая система».

До включения гирокомпаса необходимо согласовать все репи­теры (в том числе курсограф) с отсчетом курса по шкале при­бора ВГ-3 (см. рис. 3, поз. 5), а также рукоятками 8 и 9 (см. рис. 3) ввести скорость судна и широту места по шкалам 6 и 7.

Включение гирокомпаса производится в следующей последо­вательности:

подают напряжение судовой сети 50 Гц, 110 В (при помощи выключателя, расположенного на распределительном щите и не входящего в комплект гирокомпаса). При этом в приборе ВГ-3 включается звуковой сигнал ревуна;

нажатием кнопки «Пуск» (см. рис. 2, поз. 7) включают пре­образователь тока АМГ-200, в схему начинает поступать напря­жение трехфазного тока 500 Гц, 120 В. При этом должны заго­реться надписи: в приборе ВГ-1 — «Пуск», «Подготовка»; в при­боре ВГ-2 — «Агрегат», «Система», 50 Гц, ПО В; в приборе ВГ-3 — «Подготовка»; с помощью вольтметра 5 и переключателя 6 (см. рис. 2) проверяют напряжение в трех фазах питания гироблока. Оно должно быть равно (40±2) В;

проверяют токи в фазах. Для этой цели следует тестером из­мерить напряжение в гнездах Х1--Х2, ХЗ—Х4, Х5—Х6. Числен­ные значения показаний тестера (в вольтах) соответствуют силе токов, протекающих в фазах гироблока. Пусковые токи в первой и второй фазах не должны превышать 1 А, а в третьей фазе в режиме форсированного разогрева ток равен нулю;

примерно через 30 мин после включения, т. е. когда закончится форсированный разогрев гироблока и разгон гиромотора (в при-ооре ВГ-1 гаснет табло «Пуск»), проверяют рабочие токи. Во всех трех фазах они не должны превышать 0,4 А. Погасание таб­ло «пуск» говорит о том, что в схеме гирокомпаса включились и начали работать азимутальная и горизонтальная следящие системы и стало производиться автоматическое горизонтирование гироблока;

в период автоматического горизонтирования производят руч­ное приведение гирокомпаса в меридиан. Для этого в приборе ВГ-1 плавно поворачивают в нужную сторону рукоятку «Ско­рость приведения" (см. рис. 1, поз. 3) и устанавливают шкалу 1 на отсчет, равный истинному курсу судна, стоящего у причала По окончании приведения рукоятку устанавливают в среднее /фиксированное) положение;                                               

через 10 мин после погасания табло «Пуск» в приборе ВГ-1 переключатель 2 (см. рис. 1) устанавливают в положение «Рабо­та». В приборе ВГ-1 гаснет табло «Подготовка» и загораются табло «Обогрев» и «Гирокомпас», а в приборе ВГ-3 гаснет табло «Подготовка» и загорается табло «Гирокомпас», гирокомпас го­тов к работе.

Основные проверки и регулировки

После включения гирокомпаса необходимо выдержать его в работе не менее 2 ч и затем выполнить основные проверки и ре­гулировки. Прежде всего проверяют согласованность репитеров по отношению к шкале курса прибора ВГ-3. Рассогласование должно быть не более 0,1°. В случае необходимости выключают следящую систему тумблером (внутри прибора ВГ-3), согласовы­вают репитеры и снова включают следящую,систему.

Согласование курсографа (прибор 23) по курсу можно произ­водить отдельно, независимо от других репитеров, так как в кур-сографе имеется свой выключатель сельсина-приемника курса. Установку бумажной ленты курсографа по времени выполняют вручную, предварительно ослабив стопорный винт с насечкой, рас­положенный в верхней правой части лентопротяжного механизма. Качество работы гирокомпаса характеризуется в основном тремя параметрами: скоростью дрейфа (в режиме гироазимута), вели­чиной поправки (в режиме гирокомпаса) и устойчивостью гиро­компаса в меридиане.

Для определения скорости дрейфа (ухода) переключатель ре­жимов (прибор ВГ-3) устанавливают в положение «ГА» и произ­водят пеленгование отдаленного предмета на протяжении 1 ч. разность отсчетов покажет среднее значение скорости дрейфа. Оно не должно превышать 1 град/ч. Причиной повышенного Дрейфа могут быть два обстоятельства: неправильная выработка сигнала U6 снимаемого с резистора 1R14 («Дрейф»), или неточ-ная Работа блока широтной коррекции (резистор 3R6 «sin ф» — сигнал U4).

Установка    Регулировочных   резисторов    1R14    («Дрейф»)    и 3R6 (sinф) выполняется следующим образом. Шкалу «Широта»   (прибор ВГ-3)   устанавливают   на   нулевой отсчет, т. е. убирают сигнал широтной коррекции U4, и определяют величину Дрейфа wд.  В  этом    случае    азимутальный    дрейф характеризуется выражением wд=wд1+w sin ф, где wД1 —дрейф,

вызванный  неправильной   выработкой   сигнала U6. a w sinф — видимый уход гироазимута из-за вращения Земли в широте мес-та ф   (так как отсутствует  широтная  коррекция  — сигнал   (U4). Рассчитывают   значение   дрейфа   wд1   обусловленного   непра­вильной выработкой сигнала U6: wД1 = wд—wб sin ср.

Еcли дрейф wд1 превышает значение 1 град/ч, необходимо его уменьшить до нужной величины, регулируя сигнал U6резисто­ром 1R14 («Дрейф»), который расположен под боковой крышкой внутри прибора ВГ-1.

После компенсации этой части дрейфа устанавливают шкалу «Широта» (прибор ВГ-3) на отсчет широты места ср. В этом случае сигнал широтной коррекции U4 должен полностью ком­пенсировать видимый уход гироазимута из-за вращения Земли (w5 sin ф).