Влияние движения судна на гирокомпас. Гирокомпасы с автономным чувствительным элементом. Требования к точности на маневрировании. Гирокомпас с корректируемым чувствительным элементом. Доплеровские акустические лаги

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

21. Влияние движения судна на гирокомпас.

Поскольку движение судна происходит по земной сфере существование линейных скоростей неизбежно вызовет появление некоторых угловых скоростей. Поле угловых скоростей – совокупность всех угловых скоростей, которую воспринимает компас на судне(которое идет с постоянной скоростью и курсом).

 эти формулы определяют поле угловых скоростей, которое воспринимает гирокомпас установленный на движущемся судне(треугольник угловых скоростей).

Найдем :   (1);  - погрешность гирокомпаса при движении судна с постоянным курсом и скоростью. Скоростная девиация - отклонение компасного меридиана от истинного. Из формулы (1) вытекают основные закономерности : 1. возникновение  обуславливается наличием у судна северной составляющей скорости движения 2. девиация линейно зависит от скорости судна 3.  имеет полукруговой характер зависимости от компасного курса (она = 0 при К=90 и 270 градусов, а мах значение при К=0 и 180 градусов) 4. зависимость  от широты определяется функций 1/соsφ=secφ, поэтом особенно резкие увеличения ее численного значения происходят в широтах выше 70 град. (Радиус земли на угловую скорость земли – линейная скорость точки земной поверхности лежащей на экваторе примерно = 900 уз.)

Учет : 1. при использовании таблиц скоростной девиации(номограмм) 2. с помощью электромеханических устройств – корректоров(ввод V и φ производился с помощью дистанционного управления корректором, при пуске компаса -  исключают при помощи номограммы на корректоре) 3. с помощью навигационного микропроцессора 4. по формуле когда либо отказал корректор, либо при отказе следящей системы.

Судя по формуле (1) ,  не зависит от наших параметров гирокомпаса, на любом гирокомпасе она одинакова.

Критическая широта , при ней происходит полная неработоспособность гирокомпаса, т.е. соблюдается следующее условие

 - от 0 до 180 град

 - для КК=270 (т.к. =-1) ; Для V=40 уз – φкр=87 град. ; Для V=30 уз – φкр=88 град

22. Гирокомпасы с автономным чувствительным элементом.

Гирокомпас – навигационное гироскопическое устройство предназначенное для указания плоскости истинного меридиана.

Гирокомпас с непосредственным управлением – гирокомпас чувствительный элемент которого  представляет собой гироскоп, механически связанный с маятниковым устройством, которое управляет его движением с помощью момента силы тяжести.

При движении судна в гирокомпасе возникает  , но наиболее важно – показания точности на маневрировании. При маневрировании возникает изменение северной составляющей скорости хода.

 и возникает инерционная девиация первого рода.

  Она имеет мах значение по времени на окончание маневра, время существования ее после маневра в φ менее 20 град. – 1.5 чсов, в φ средих – 1.5-2 часа, в φ высоких – 2-3 часа.

Теорема Шулера- для того чтобы гирокомпас в своих показаниях в результате любого маневра не получил инерционную девиацию первого рода необходимо и достаточно сделать период собственных незатухающих колебаний гирокомпаса () равным периоду колебаний простого математического маятника, длина которого =радиусу земли, примерно 84.4 минуты.

 будет равна периоду Шулера

Расчетная широта.

С момента доказательства теоремы Шулера все гирокомпасы принято делить на два класса: 1. гирокомпасы у которых теорема Шулера выполняется только в одной широте – расчетной – это неапериодические (в России 60 град, в Германии 54.4) 2. . гирокомпасы у которых теорема Шулера выполняется в неком диапазоне широт – апериодические 3. и неапериодические с микроэвм , которая вычисляет инерц. девиацию и исключает из показание репиторов.

Апериодические –плохая устойчивость  в высоких и низких широтах( 20-70 град), отсутствие инерционной девиации в этих широтах. Используется в широтах от 0 до 85 град при скорости до 50 уз. Ограничение по нижней широте в 20 град объясняется тем что при таком угле η (этта) составляющие Не и Нw становятся настолько малыми , что это начинает сказываться на точность компаса в условиях качки, т.к. именно величина этих составляющих определяет величину девиации на качке и чем меньше они тем больше девиация.

23. Влияние маневрирования судна на точность ГК с автоном чувствительным элементом.

Гирокомпас – навигационное гироскопическое устройство предназначенное для указания плоскости истинного меридиана.

Гирокомпас с непосредственным управлением – гирокомпас чувствительный элемент которого  представляет собой гироскоп, механически связанный с маятниковым устройством, которое управляет его движением с помощью момента силы тяжести.

При движении судна в гирокомпасе возникает  , но наиболее важно – показания точности на маневрировании. При маневрировании возникает изменение северной составляющей скорости хода.

 и возникает инерционная девиация первого рода.

 

Особенности девиаций первого рода: 1. причина появления-должны существовать одновременно два условия: -изменение северной составляющей скорости судна –и когда φ не равна φ критической или преиод собственных незат колебаний не равен периоду Шулера ; а у второго рода наличие изменения северной составляющей скорости хода 2. зависит от широты места маневра, а второго рода не зависит 3. имеет мах значение по времени на окончание маневра, время существования ее после маневра в φ менее 20 град. – 1.5 чсов, в φ средих – 1.5-2 часа, в φ высоких – 2-3 часа ; а у второго рода чеез 20 минут после завершения маневра, время сущ в φ 0-25 – 1 час, в φ 25-60 – 1.5 часа, в φ более 60 - 2-2.5 часа 4. способ получения в чистом виде: выключить затухание – жидкость не будет перетекать ; а у второго рода – маневр на φ=φрасчетной.

24. Требования к точности на маневрировании.

А.424: 1. φ=0-70 и V= до 30 уз 2. предельно допустимая погрешность при изменении скорости +- 2 градуса 3. при V= 30 уз и быстрой полуциркуляции предельно допустимая погрешность +- 3 градуса

А.821: 1. для φ=0-70 и V=30-70 уз 2. предельно допустимая погрешность при изменении скорости +-2 град. 3. при V= 70 уз и полуциркуляции +-3 град

Накопление суммарной инерционной девиации.

Если судно совершает повторные маневры и время между ними невелико, то девиация от первого и второго маневра может суммироваться. Академик Крылов доказал что это время равно половине периода затухающих колебаний гирокомпаса в данной широте места. Соответственно следует избегать таких маневров.

Использование математических моделей для цели снижения инерционных девиаций.

Сущность- в комплект компаса вводится приставка nautocourset, в которой находится навигационный микропроцессор, в который заложена математ модель в виде следующей системы дифференциальных уравнений

Похожие материалы

Информация о работе