Первые феодальные государства на территории Беларуси, страница 3

                5. Общепринятая концепция – христианизация происходила одновременно с Киевом и Новгородом, происходила она из Киева.

                В конце 10-го века деятельность миссионеров активизируется. О чем свидетельствуют споры о вере (князь Владимир выбирал веру). Христианизация полоцкой земли в основном началась после смерти Владимира.

                Прямых известий о крещении Полоцка в летописях нет, но есть косвенные.

  1. 992 г. – возникновение епархии в Полоцке.
  2. В исландских сагах зафиксирован момент основания монастыря Иоанна Креститетля в Полоцке (10 в.).
  3. Не позже 1000 года (год смерти) Рогнеда принимает монашеский постриг и получает имя Анастасия.
  4. Сын Владимира и Рогнеды Изяслав в летописях упоминается как поборник христианства (умер в 1001 г.).
  5. 1005 г. – основание в Турове при князе Святополке католической кафедры (он был женат на дочке польского короля Болислава Храброго).
  6. 1050-1055 гг. построена полоцкая София.
  7. Деятельность Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Деятели такого масштаба не могли появиться на языческом фундаменте.

                В 12 в. отмечается резкое увеличение церквей. Три церкви в Гродно, шесть церквей в Витебске, Минске, Волковыске, Турове, Новгородке. В Полоцке – 10 церквей.

                Христианизация шла по линии: князь → дружина → город → село. Христианство быстро распространялось через активную деятельность миссионеров из Византии. Также в Беларусь христианство проникло и по католическому пути.

                6. В конце 9 в. болгарский писатель Черноризец Храбр писал о славянах до их крещения: "Они не имели книг, но чертами и резами писали и гадали". Черты и резы – это значки, которые до сих пор не расшифрованы.

                В Беларуси есть ряд находок непонятных записей. Например, в конце 19 в. Минский археолог Генрих Татур упоминает о каменной плите, покрытой непонятными надписями.

                Недалеко от реки Птичь обнаружен камень, на котором надпись, напоминающая птичьи лапки.

                На городище Московичи (около Браслава) в пластах 12-13 в. кроме скандинавских рун были найдены прясла (навершие для веретена), на которых зафиксированы знаки. Археолог Людмила Дучиц разделила эти надписи на 43 буквы (в кириллице тоже 43 буквы). Подобные знаки найдены и в других местах Беларуси.

                Самый древний памятник кириллического письма (1-я четверть 10 в.) – это надпись на глиняном сосуде, найденном под Смоленском ("надпись Гороуша"). В Новгороде найдена вислая печатка полоцкого князя Изяслава – на ней надпись. Также были найдены берестяные грамоты в Витебске, амфоры в Пинске, на Двине – Борисовы камни. Надпись "Господи, помози твоему рабу Борису".

                Деятельность Ефросиньи Полоцкой (1104-1167 или 1173). Первая женщина на Руси, канонизированная церковью. Внучка Всеслава Чародея, в юности приняла монашество. Основала женский монастырь и при нем открыла школу для детей. Также основала и мужской монастырь. В 1161 г. по ее заказу ювелир Лазарь Бокша сделал крест 51 см длиной из дерева, который был обложен золотыми пластинами. На нем было 20 изображений святых. Крест исчез в 1941 г. из спецхрана г. Могилева. Этот крест Ефросинья подарила Спасской церкви женского монастыря.

                Кирилл Туровский (1130- после 1182). Из богатой семьи. В 1169 г. стал епископом Туровской епархии. Он выработал стиль торжественного церковного красноречия. Его творчество – это наивысшее достижение на древнерусской территории в жанре ораторского искусства. Он писал проповеди, повести-притчи, молитвы, каноны.

                Климент Смолятич с1147 по 1154 г. митрополит в Киеве. Знаменитый писатель и мыслитель своего времени. Дошедшее до нас произведение "Послание пресвитеру Фоме". В этом произведении есть белорусские слова сябры, ляда, пожни, злодзей.