Технология горных работ на участке "Чалпан" Бейского месторождения комплексного угля, страница 8

1.2.7 Вскрыша

Первый вскрышной уступ, надугольная толща и междупластья (кроме 16-161) отрабатывается  по транспортной схеме экскаватором ЭКГ-5А с погрузкой в БелАЗ-7548.  Междупластье 16-161 отрабатывается первая заходка по транспортной схеме, последующие по бестранспортной схеме с перевалкой пород в выработанное карьерное пространство экскаватором ЭКГ-5А, коэффициент переэкскавации 1,5. Первый вскрышной уступ разрабатывается без применения БВР, на остальных уступах по углю и породе необходимо применение БВР. Высота вскрышного уступа в среднем составляет 15-17м. При отработке верхних вскрышных горизонтов параметры забоя соответствуют параметрам оборудования.         Формирование вскрышных горизонтов в связи с падением пластов до 8º производится узкими заходками по 9-10м, для снижения объема оставляемых породных треугольников

Подвигание забоя составляет 30-40м в сутки

Узким местом в применяемой технологии является производство работ на наклонных площадках, отработка породных треугольников и породных междупластьев небольшой мощности.

При вскрытии и подготовке пласта 16 после взрыва вскрышного уступа часть развала (»10%) остается в выработанном пространстве и не вывозится во внутренний отвал

(рисунок 1.2.4). При отработке угля и пород междупластий экскаваторами ЭКГ-5А ширина заходки составляет 35-40м. Высота уступа равна мощности технологической толщи. Заходка отрабатывается поперечными проходами шириной 15м. Учитывая угол наклона пласта, со стороны рабочего борта оставляется "треугольник" угля (породы), который отрабатывается при обратном ходе экскаватора.

Рисунок 1.2.4 Схема вскрытия и отработки пласта 16

Таблица 1.2.6 Параметры вскрышных работ                                                          

Параметры

Первый вскрышной уступ

Вскрытие Пл. 19

Вскрытие

Пл. 16

Вскрытие

Пл. 161

Высота уступа

10

10-15

10-15

5-6

Ширина отрабатываемой панели

24-80

25-50

25-50

25-50

Ширина рабочей площадки

40-95

25-50

25-50

25-30

Угол откоса уступа

70

70

70

70

Минимальная ширина рабочей площадки

24

24

24

24

Тип заходки:

Слой 1

Поперечная

Поперечная

Продоль

ная

Продоль

ная

Слой 2

Продоль

ная

Продоль

ная

Продоль

ная

Таблица 1.2.7 Фактическая  годовая производительности вскрышного комплекса           

Тип экскаватора, вид работ.

Парк автосамосвалов ед.

Сменная производительность м3/см (т/см)

Число смен работы

Число дней работы в году

Годовая производительность парка самосвалов тыс.м3/год (тыс. т./ год)

ЭКГ-5А 2ед.

вскрыша

11

594

2

214

2800

Угол нерабочего борта карьера – 50о

1.2.8 Добыча

Угол откоса добычного уступа –70о.

Высота добычного уступа равна мощности добываемого угольного пласта. Угол падения пластов 8о, что значительно усложняет технологию выемки угля. Для ведения добычных работ предусматривается выемка угля экскаватором ЭКГ-5А на горизонтальной площадке с оставлением угольного треугольника и последующей подчисткой бульдозером   ДЗ-94С.

В настоящее время породы междупластий отрабатываются одноковшовыми экскаваторами ЭКГ-5А в средства автомобильного транспорта. На разрезе используются эффективные схемы вскрытия и отработки пластов 161 и 16, позволяющие сократить затраты на перевозку породы. При вскрытии пласта 161 продольной заходкой 25-30м забирается часть междупластья со стороны рабочего борта с вывозкой породы на действующий внутренний отвал. Часть вскрышных пород укладывается во внутренний отвал по бестранспортной технологии с применением экскаваторов ЭКГ-5А. После выемки пласта, второй продольной заходкой шириной 18-20м производится перевалка породы под рабочий борт (коэффициент переэкскавации »1,5). После выемки угольного пласта, следующей продольной заходкой вскрывается оставшаяся часть угольного пласта по аналогичной схеме перевалки породы  (рисунок 1.2.5).

Рисунок 1.2.5 Схема вскрытия и отработки пласта 161 по бестранспортной схеме

Таблица 1.2.8 Фактическая  годовая производительности вскрышного комплекса    

Тип экскаватора, вид работ.

Парк автосамосвалов ед.

Сменная производительность м3/см (т/см)

Число смен работы

Число дней работы в году

Годовая производительность парка самосвалов тыс.м3/год (тыс. т./ год)

ЭКГ-5А 1ед.

добыча

3

778

2

214

1000

1.2.9 Транспортирование

Отработка поля участка «Чалпан» осуществляется через фланговые траншеи: Западную и Восточную, через которые и осуществляется связь угольных уступов с поверхностью. Транспорт угля производиться на временный склад, а оттуда железнодорожным транспортом потребителям. Либо сначала на ДСК, а затем на временный склад. Вскрышные породы надсвитовой толщи и междупластий вывозятся на внутренние отвалы.

            Таблица 1.2.9. Объём перевозок                                                                

Объём перевозок Тыс. т,. тыс. м3

Расстояние транспортирования, км

Объем транспортируемого угля всего:

1000

1,3

 

Объем автотранспортной вскрыши

2800

1,2

 

1.2.10 Отвальные работы

   На разрезе применяется внутренние бульдозерное отвалообразование.  Вскрышная масса транспортируется БелАЗ-ами. Отвалы планируются бульдозерами Т-130. Отвал находиться на нерабочем борту карьерного поля. Высота яруса отвала не более 35 метров. Отсыпка ведется двумя ярусами. Между ярусами оставляется транспортная площадка не менее 20 метров.

Рисунок1.2.6  Паспорт отвалообразования.

1.2.11 Текущее и календарное планирование

Календарный план отработки участка "Чалпан" составлен на 7 лет. Развитие добычи угля до освоения проектной мощности определялось возможными сроками ввода в эксплуатацию оборудования, его количеством и производительностью.