Технологические зависимости и показатели эффективности бурения резанием

Страницы работы

56 страниц (Word-файл)

Содержание работы

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БУРЕНИЯ РЕЗАНИЕМ

Для проектирования и совершенствования  технологии  бурения  взрывных скважин необходимо иметь уравнения, которые с достаточной степенью приближения описывают зависимости показателей  работы буровых долот и станков от технологических факторов. Эти зависимости принято называть базовыми [35] а  их совокупность -  математической моделью работы средств бурения. Наиболее  важными для решения производственно-технологических  задач являются аналитические зависимости  между результатами функционирования  средств бурения и затратами ресурсов, которые в ряде работ получили название производственных функций [36]. Наибольшее количество исследований в рассматриваемом вопросе посвящено проходке глубоких нефтяных, газовых и разведочных скважин.

Условия и технология бурения взрывных скважин  имеют свою специфику, более широкий набор разнообразных буровых  инструментов (режущего, шарошечного и комбинированного типов),  поэтому базовые зависимости  и экономико-математические модели бурения имеют существенные особенности. При этом, как показывает практика,  основой выявления базовых зависимостей и формирования математических моделей являются результаты производственного экспериментирования на действующих буровых станках, дополняемых известными стендовыми испытаниями долот.

Применительно к карьерам с помощью базовых  зависимостей и экономико-математических моделей решаются следующие основные технологические задачи:

1. Выбор способа бурения, который сводится по существу к установлению области рационального применения долот режущего,  шарошечного (дробяще-скалывающего) или комбинированного действия.

2. Установление рациональных режимов  бурения и отработки долот.

3. Определение рациональных параметров и режимов работы буровых станков, их производительности и экономичности.

Все эти задачи взаимосвязаны. Сравнительная оценка и выбор наилучшей типомодели долота должны проводиться  с учетом рациональных режимов их работы.

3.1. Скорость бурения и стойкость долот

ДЗДШ являются шарошечными долотами режущего  типа. При этом кинематика взаимодействия вооружения ДЗДШ, как было отмечено, существенно отличается  от обычных режущих долот со стационарными резцами и тем более от ШД классического типа. Поэтому  выяснение особенностей изменения скорости бурения и  производительности ДЗДШ  имеет теоретическое и практическое значение  для установления рациональной области  их использования (в сравнении с другими видами долот), целесообразных режимов эксплуатации,  оптимального времени пребывания долота на забое  и решение целого ряда других технологических задач.

В процессе работы долота происходит износ его вооружения, который дважды влияет на общую скорость бурения (производительность): путем снижения скорости бурения вследствие затупления долота и путем увеличения потерь рабочего времени на вспомогательные машинные операции и замену долота. В связи с этим в качестве интегрального показателя эффективности работы долота используется рейсовая скорость, м⁄мин, которая учитывает не только время механического  (чистого) бурения, но и время вспомогательных операций, и определяется выражением:

                                                                      (3.1)

 где p –  проходка за один рейс долота, м; Тр  - общее время рейса, мин; Тδ – время механического (чистого) бурения в рейсе, мин; Тв – время, затрачиваемое на выполнение вспомогательных операций в течение одного рейса долота, мин.

          Формула (3.1) выражает среднюю скорость бурения (общую с учетом Тв) за период отработки долота до допустимого износа. Текущее значение рейсовой скорости, м⁄мин выражается формулой:

                                                                                       (3.2)

где (t) – текущее значение проходки скважин в рейсе, м; - текущее время чистого бурения, мин.

При анализе буровых процессов различают мгновенную V, начальную Vo, конечную Vk и среднюю Vср. скорости бурения.

          Мгновенная скорость бурения, м⁄мин,  характеризует интенсивность разрушения горной породы:

                                                                                       (3.3)

где d – элемент проходки, м; dt – время бурения элемента проходки, ч.

Проходка долота, м, за время tδ его работы:

                                                                             (3.4)

Средняя механическая скорость бурения, м⁄мин,  за время чистого бурения:

                                                                                          (3.5)

Если затупляющееся долото отрабатывается полностью, то механическую скорость проходки, м⁄мин обычно определяют средним значением из отношения:

                                                                                      (3.6)

где k – полная проходка на долото, м; tk – время работы долота до затупления, м.

          Рейсовую скорость проходки в единицу общего времени бурения (механического и вспомогательного), м⁄мин, можно представить в виде:

                                                                     (3.7)

          Для определения по формуле (3.7) наилучшего значения скорости бурения  Vр (а в последующем стоимости бурения)  необходимо знать закономерность изменения механической скорости бурения V  во времени в течение рейса. Установление этой закономерности является одной из важнейших задач экспериментальных и теоретических исследований процесса бурения. Единого мнения о законе изменения механической скорости бурения во времени из-за износа бурового инструмента пока не существует. Этому вопросу посвящено достаточно много исследований.

          Применительно к затупляющимся долотам многие исследователи считают, что  механическая скорость, м⁄мин, от начала к концу рейса изменяется по закону естественного износа, определяемого выражением:

                                                 (3.8)

где t – время чистого бурения, мин; Vo – начальная механическая скорость бурения, м/мин; к – коэффициент интенсивности падения скорости  бурения  во времени (логарифмический декремент затухания), характеризующий качество породоразрушающего инструмента и свойства породы при воздействии определенного режима бурения.  

          Предложено несколько разновидностей формулы (3.8). Согласно исследованиям В.В. Царицына [23] средняя скорость бурения  резанием, м⁄мин,  связана с текущей скоростью бурения выражением:

                                , м/мин,                         (3.9)

где α – относительная величина притупления лезвия, е – число Эйлера.

          В работе [23] показано, что αпред .= 1,   а значит Vср = 0,63V.

Ф.А. Шамшев и В.С. Федоров предложили экспериментальные зависимости вида:

                                                                                 (3.10)

                                                                    (3.11)

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Научно-исследовательские работы (НИР)
Размер файла:
6 Mb
Скачали:
0