Досуговые предпочтения и жизненные планы молодых студентов, страница 8

Значимые обратные взаимосвязи:

«Занятия спортом в свободное время» - «Оценка состояния собственного здоровья» (к = -0,245)

«Встреча в свободное время с приятелями» - «Возраст» (к = -0,179) Чем старше студент, тем реже он свободное время проводит в кругу друзей.

«Занятия спортом в свободное время» - «Возраст» (к = -0,130)

Выводы

1.  Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы    жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако характерной тенденцией наших дней в сфере  студенческого досуга является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.

2.  Проведенный анализ позволил сделать следующий вывод: в настоящее время формируется принципиально иная социокультурная ситуация, обусловливающая формирование новых досуговых ценностей современных студентов. В результате, одни виды досуговой деятельности перестают быть популярными и распространенными, другие претерпевают существенные изменения, наполняются новым содержанием. Кроме того, возникают абсолютно новые, не имевшие ранее места в практике виды проведения досуга (Интернет, спутниковое и кабельное телевидение). Процесс трансформации досуговой деятельности современной российской молодежи, несмотря на имеющиеся положительные тенденции (рост возможностей самореализации, свобода выбора и многообразие досуговых форм), в целом характеризуется потерей приоритетов творчества и духовного развития и смещением акцентов на развлечения и пустое времяпрепровождение. В сфере досуга утрачены позиции традиционных нравственных и культурных ценностей, преобладают пассивность и потребительство. Коммерциализация культурного процесса активно ведет к отходу от норм и ценностей высокой культуры, что, безусловно, отражается на системе ценностных ориентаций и культурных идеалов студентов. В системе досуговой деятельности превалируют формы, направленные не на творчество и духовное развитие, а на отдых, развлечения, рекреацию. Методом опроса было установлено, что большую часть досугового времени студентов занимают общение с друзьями  и телевидение, что свидетельствует о распространении пассивных форм проведения досуга. Ориентация на активный досуг чаще всего находит выражение в посещении дискотек.

3.  Тем не менее, это далеко не всегда так. Студенчество, как и все социальные слои, не является чем-то гомогенным, полностью стандартизированным. С течением времени интересы и пристрастия студентов отнюдь не замыкались на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени как чтение, хобби, различные дополнительные занятия, сохраняют свою значимость и сегодня.

4.  Проблема трудоустройства по-прежнему остается не решенной и одной из  самых проблематичных. Но, тем не менее, большинство студентов видят свое будущее в роли специалиста и уверены в возможности нахождения работы. Главным образом уверенность в возможности нахождения работы связана с тем, что студенты довольны выбранными специальностями. И можно предположить, что при ее выборе они руководствовались положением на современном рынке труда. Данное предположение подкрепляется более конкретным анализом.

5.  Система образования не может считаться гуманистической, если в ней не нашла отражение одна из основополагающих человеческих ценностей - здоровье. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. физическое здоровье отражает такую степень физического развития студента, его двигательных навыков и умений, которая позволяет наиболее полно реализовывать свои творческие возможности. Физическое здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений.