Геология и горные работы по вскрытию Кия-Шалтырского нефелинового рудника, страница 6

         Структура звеньев комплекса – разветвлённая, способ взаимодействия через забой и отвал.  

         Организация движения автотранспорта на вскрыше и добыче по открытому циклу. В этом случае, за счёт уменьшения простоев увеличивается коэффициент использования и производительность экскаваторов, уменьшается число одновременно находящихся на линии машин, возможно регулирование загрузки экскаваторов.

         Структура  комплексной  механизации  на  добыче  показана на рисун-ке 3.1, на вскрышных работах на рисунке 3.2.

3.5 Вскрытие месторождения

         В проектном задании 1960 года были рассмотрены два варианта вскрытия и разработки месторождения с применением автомобильного и железнодорожного транспорта.

         В результате технико-экономического сравнения указанных вариантов для разработки месторождения был выбран автомобильный транспорт. Этот вид карьерного транспорта используется в качестве основного и в настоящее время.

         По условиям залегания рудного тела и установленным границам карьера месторождение по глубине разработки делится на участки нагорную и глубинную части.

         Рабочие горизонты нагорной части месторождения, имеющие непосредственный выход на поверхность, вскрыты полутраншеями-заездами с соответствующих отметок рельефа. Все нижележащие горизонты запроектировано вскрывать капитальной траншеей, пройденной с гор. 790 м на гор. 760, и автомобильным съездом  на  всю глубину карьера. Трасса съезда – спиральная (Лист 2).

         Для транспортирования вскрышных пород в отвалы от основной трассы предусмотрены два петлевых ответвления: на отвалы южного направления с гор.670 м, на отвалы северо-западного направления с гор. 760 м. (Лист 2).

         Главная капитальная траншея расположена в северной части карьера и предназначена для транспортирования руды на дробильно-шихтовочное отделение.

         Автомобильный съезд в отметках 730- 610 м располагается на западном борту карьера, а ниже отметки 610 переходит в северо-воточный борт, отпускаясь до отметки 480 м (Лист 2).

         Общая протяженность основного съезда с отметками 790 м поверхности до гор. 480 м равняется  4700 м, уклон съезда – 7% . По трассе съезда через каждые 30 м по вертикали оставляются горизонтальные  площадки длиной 50-60 м, предназначенные для примыкания забойных дорог.

        До гор. 580 м ширина основных транспортных съездов в карьере и внешних траншей составляет 26 м и рассчитана на двухстороннее движение автосамосвалов грузоподъёмностью 75-110 т. Ширина съездов, вскрывающих горизонты ниже гор. 580 м,  из-за малых объемов горных работ установлена на одностороннее движение и принята равной 18 м. Запроектированная ширина съездов будет достаточной  и  при переходе на автосамосвалы с грузоподъемностью 120-130 т, так как габориты таких автосамосвалов Белорусского автозавода меньше габаритов автосамосвалов БелАЗ-7519, эксплуатируемых на Кия- Шалтырском руднике.

3.6 Система разработки месторождения

         По классификации академика Ржевского В.В. на Кия-Шалтырском нефелиновом руднике применяется углубочная продольно-поперечная двухбортовая система разработки с вывозом вскрышных пород на внешние отвалы.

         Высота добычных уступов с целью снижения потерь и разубоживания принята равной 10 м. Высота вскрышных уступов по восточному борту,  северном и южном торцах карьера составляет 10-15 м, по западному борту – 30 м.

         Подвигание фронта работ в добычной зоне – поперечное одновременно с двух флангов (северо-западного и юго-восточного). На вскрышных уступах предусмотрено продольное положение фронта работ с подвиганием от рудной залежи к предельному контуру карьера на западном и восточном бортах.

         Минимальная ширина рабочих площадок на добычных работах – 60 м.

         Ширина рабочих площадок на вскрышных уступах – 40 м. При разносе временно нерабочих бортов карьера ширина рабочих площадок на вскрышных уступах по условию беспрепятственной  работы выемочно-погрузочного оборудования и автотранспорта должна быть не меньше 23.5 м.  

3.7 Календарный план

         Основной целью календарного планирования является уточнение ежегодно извлекаемых объёмов вскрышых пород и полезного ископаемого, определение порядка вскрытия и подготовки новых горизонтов.

         Исходными данными для составления календарного плана на период 2002-2007 годы послужили сводно-совмещённые планы и поперечные профили карьера. Начальное положение соответствует состоянию горных работ на 01.01.2002 г.

         Положение горных работ на конец каждого года в период с 01.01.2002  по 01.01.2007 г.г приведено на сводно-совмещённых планах горных работ и поперечных профилях карьера (приложение 1). Сводно-совмещённые планы выполнены для торцов и добычной зоны карьера, на профилях показано развитие горных работ в средней части карьерного поля.

         Распределение объёмов добычи и вскрыши по годам и горизонтам представлено в таблице 3.1.

         В настоящей  работе сохранён порядок разработки месторождения. На вскрышных уступах предусмотрено продольное положение фронта работ с подвиганием от рудной залежи к восточному и западному бортам. Отработка рудного тела ведётся одновременно с двух флангов (северо-западного и юго-восточного). Для поддержания стабильного качества добываемой руды запланирована добыча руды не менее, чем из трёх забоев на двух горизонтах. Подвигание рудных забоев вкрест простирания рудного тела.

         График расстановки экскаваторов представлен в приложении 2.


Таблица 3.1 – Календарный план горных работ