Некоторые основные понятия курса «История и философия науки» (Аналогия, конструктивность, мысленный эксперимент)

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Некоторые основные понятия курса «История и философия науки»
для аспирантов (2007)

Чамкин В.Ф.

Аналогия: один из видов умозаключений и интеллектуальных операций в челом. В отличии от индукции и дедукции в операциях по применению аналогии не происходит движения мысли от одного уровня общности к другому. В логике всегда считалось самой ненадежной операцией.

Согласно В.С. Степину именно аналогия играет существенную роль в формировании частных и общих теорий. Другими словами, научные проблемы одной области решаются при помощи идей, заимствованных из других областей по аналогии.

Конструктивность: одна из оригинальных идей В.С. Степина, которой он придает решающее значение. Суть ее в том, что некоторые идеи содержат в себе в концентрированном виде операции познавательного характера. Действие переходит в результат и содержится в нем.

В психологии эта идея легла в основу теории формирования умственных действий П.Я. Гальперина, где получила тщательную разработку. Сам В.С. Степин неоднократно отмечал, что конструктивистский подход позволяет рассматривать научные теории с точки зрения такой категории, как деятельность.

Здесь В.С. Степин остается приверженцем марксистского подхода согласно которому все основные явления жизни общества могут быть поняты только как результаты человеческой деятельности.

Мысленный эксперимент: еще один важнейший фактор формирования новых теорий. Суть его не в том, что он позволяет мысленно выполнить действия, невыполнимые физически, а в том, что его результаты обладают наглядностью и убедительностью.

Примером является эксперимент, опровергающий идею Аристотеля о зависимости скорости свободного падения от веса тела. Представим что с высокой башни прыгают двое самоубийц. Если они обнимутся в падении, то скорость падения увеличится вдвое, если после этого оттолкнуться, то скорость падения уменьшается вдвое. «Достаточно вообразить подобное, чтобы понять, что в природе такого не бывает» (У. Никола. Иллюстрированный философский словарь, с. 297).

Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. Суть классической науки выразил Ньютон в известных словах: «Науке, чтобы идти вперед, нет необходимости углубляться в саму себя.» Его представляют как одного из основоположников классической науки. Абсолютные пространство и время в физике Ньютона давали возможность не рефлектировать, не обращать внимания на локальные системы отсчета.

В классической науке субъекта познания и его действий «как бы не было». В неклассической науке есть понимание того, что ответы, которые дает природа, зависят не только от ее устройства, но и от характера вопросов.

Кроме того, классическая наука исходила из того, что истина – одна, и путь к ней – один. В неклассической науке другая ситуация. «Противоположностью правильного утверждения является логическое утверждение. Но противоположностью глубокой истины вполне может оказаться другая глубокая истина», – говорил Н. Бор.

Постнеклассическая наука рефлектирует не только познавательные средства и операции, но и мировоззренческие, методологические и иные установки, существующие в научной деятельности, включая ценности.

Основания науки включают в себя идеалы, нормы, картины мира. Философские основания, онтологические и гносеологические обосновывают все остальные.

Формирование теорий:

1. частных – осуществляется во взаимодействии картин мира, опыта при посредничестве теоретических гипотез, представляющих собой перспективные схемы и законы. Схемы теоретических объяснений – это элемент конструктивистский, включающий в себя: математические модели; мысленные эксперименты; идеи, содержащие познавательные операции (например, измерения) в свернутом виде.

2. общих – осуществляется синтезом частных.

3. современных математизированных – имеет ту особенность, что в них играют роль не столько сами математические модели, сколько их содержательные интерпретации.

Похожие материалы

Информация о работе