UltraLogik – система программирования контроллеров АСУ ТП: Учебное пособие, страница 5

Для ввода  имени с клавиатуры достаточно ввести имя связи (переменной), тип переменной и нажать Enter. В дальнейшем установите имя связи на выбранное место и сделайте щелчок мышью. Если вы ввели имя существующей глобальной переменной, ее тип автоматически будет скопирован из таблицы глобальных переменных. Если вы присваиваете связи имя несуществующей переменной, эта переменная будет являться локальной, т.е. доступной только в данной программе.

   Для копирования имени из таблиц глобальных переменных, не закрывая окна ввода имени переменной, откройте раздел Переменные. Установите курсор мыши в поле имени переменной, щелкните по нему  и, удерживая левую клавишу мыши, переместите курсор в поле Имя переменной. Имя переменной будет скопировано,  нажмите клавишу Enter.

Команды редактирования Переместить, Копировать, Удалить  предназначены для редактирования графического образа программы и позволяют перемещать, копировать и удалять объекты. Под объектом в графическом редакторе подразумеваются FBD блок, связь, имя связи, комментарий. Режим редактирования включается кнопкой    .

Манипуляции с объектами можно производить тремя способами: непосредственно, идентифицировав объект, выделив объекты в  окне.

Для перемещения объекта непосредственно  установите курсор на объекте и сделайте щелчок мышью. Удерживая левую клавишу мыши, переместите курсор в нужную позицию на экране.

Для копирования объекта установите курсор на объекте и сделайте щелчок мышью. Удерживая левую клавишу мыши, щелкните правой и не отпуская левой, переместите курсор в нужную позицию на экране. Сделайте щелчок на пустом месте поля. Режим выделения будет выключен.

Для удаления объекта сделайте щелчок мышью на его поле, а затем – на кнопке Delete  панели инструментов. Выделенный объект будет удален.

На панели инструментов имеется специальная кнопка выделения объектов, которая вызывает подменю режимов выделения  .

Команда Просмотр порядка выполнения программы предназначена для того, чтобы проконтролировать порядок выполнения функциональных блоков. Для этого служит кнопка   , которая позволяет просматривать структуру программы в окне Структура программы. Сделайте щелчок мышью в поле окна. Появляется контекстное меню со следующими командами:

Find(Enter) – показать выделенный элемент иерархического дерева  в окнах программ, выделяя его красным цветом;

Expand(Ins) – раскрыть элемент в виде иерархического дерева;

Collapse(Del) – свернуть иерархическое дерево в элемент;

Expand All – раскрыть все элементы в виде иерархического дерева;

Collaps All – свернуть все деревья в элемент;

AlwaysTop – атрибут окна.

Другим способом работы с окном Структура программы является использование мыши. Двойной щелчок мышью на элементе раскрывает дерево, повторный двойной щелчок сворачивает дерево.

Командой Увеличить – Уменьшить можно изменять размер изображения на поле редактора. Для этого служат кнопки  .

Для ввода комментария сделайте щелчок мышью на кнопке  панели инструментов. Введите комментарий в окне Enter Comment, сделайте щелчок мышью на кнопке ОК. Установите комментарий в нужное место поля программы и сделайте щелчок мышью. Для редактирования комментария сделайте двойной щелчок мышью, при этом открывается диалоговое окно редактирования комментария.

Пример. Пользуясь вышеизложенным, создайте программу вычисления среднего трёх чисел (рис. 9).

Рис. 9

Режим Эмуляция контроллера предназначен для предварительной отладки программы непосредственно в среде UltraLogik без целевого контроллера. В этом режиме работа контроллера эмулируется специальной программой, выполняемой на компьютере системы программирования. Связь системы программирования и эмулятора осуществляется посредством драйвера EmuDrv.

Для запуска эмулятора выполните следующие действия.

1. Выберите сетевой драйвер EmuDrv. Для этого необходимо выбрать строку Сетевой Драйвер меню Опции.

2. Загрузите или создайте проект.

3. В разделе Опции  укажите Emulator в качестве целевого компилятора.

4. Скомпилируйте проект (щелкните на кнопке ). Открывается окно Эмулятор.

Это окно имеет следующее главное меню:

Пуск – пуск программы эмуляции (до точки останова);

Шаг – пошаговый режим отладки;

Вид –  открыть падающее меню Вид;

Опции – дополнительные функции управления окнами эмулятора;

Выход – завершение работы эмулятора.

Меню Вид содержит следующие команды:

Переменные – открыть окно переменных. В окне визуализируются все глобальные и сетевые переменные эмулируемой программы;

Сообщения – открыть окно сообщений. В это окно выводятся результаты текущей операции, выполняемой элементарным функциональным блоком;

Точка выполнения – перейти к точке выполнения программы.

Меню Опции содержит следующие команды:

Отображать выполнение – специальный маркер будет отмечать выполняемый элемент на дереве программы;

Показать подпрограммы – раскрыть дерево программы;

Скрыть подпрограммы – свернуть дерево программы;

Установки – установить скорость эмуляции. Данная опция позволяет указать, какое количество операций необходимо эмулировать, чтобы время в эмуляторе изменилось на одну сантисекунду.

Пример. Откомпилируйте программу вычисления среднего трёх чисел, используя эмулятор контроллера.

Компиляция

Компилятор создает объектный файл из графического образа программы. Выбор типа компилятора и подключение его в систему производятся в разделе Option окна менеджера проекта. Кнопка Compile  на панели инструментов служит для вызова компилятора и дублирует команду Соmpile главного меню системы. Компилятор проверяет программу и, в случае обнаружения ошибок, выдает в окно ListofErrors  соответствующие сообщения. Для локализации ошибки в программе сделайте правый щелчок мышью на строке с сообщением об ошибке. Выполните команду GOTO контекстного меню. После исправления ошибки вы можете удалить сообщение об ошибке, выполнив команду Delete контекстного меню. Если в программе нет ошибок, объектный файл обрабатывается компоновщиком для получения исполняемого кода программы. В качестве компоновщика запускается программа, имя которой указано в файле PLCWIN.INI  в секции Linker.