Факторный анализ выручки от продажи продукции

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

3.1 Факторный анализ выручки от продажи продукции

В процессе анализа особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем реализации продукции. Их можно подразделить на производственные и рыночные.

Каждая из перечисленных групп включает в себя количественные факторы, связанные с наличием ресурсов, и качественные, характеризующие уровень использования ресурсов.

Производственные факторы представлены следующими факторными моделями:

Ø факторы, определяющие наличие основных производственных фондов (ОПФ) и уровень их использования:

                            VРП = ОПФ*Фотд ,                                           (15)

Где ОПФ – стоимость основных производственных фондов предприятия, тыс. руб.;

Фотд – фондоотдача ОПФ, руб.

Ø  факторы, обеспечивающие производство материальными ресурсами и уровень их использования:

                                  VРП = М*Мотд ,                                               (16)

Где М – материальные ресурсы предприятия, тыс. руб.

Мотд – материалоотдача, руб.

Ø факторы, связанные с наличием трудовых ресурсов и уровнем их использования:

                                   VРП = Ч*Пт ,                                             (14)

Где VРП - объем реализации (выручка от реализации) в стоимостном выражении, тыс. руб.;

Ч – численность работников предприятия, чел.;

Пт – производительность труда 1 работника в год, тыс. руб.

Проведем факторный анализ выручки от продажи продукции предприятием ООО «Парадигма» за период 2005 -2006 гг. по вышеописанным факторным моделям способом цепных подстановок.

1) влияние изменения эффективности использования ОПФ (См. табл. 1,2):

VРП05 = 4509 тыс. руб.     VРП06 = 6564 тыс. руб.

VРПусл.1 = ОПФ06*Фотд05 =  629*6,85 = 4308,7   тыс. руб.

∆ VРП = VРП06 -  VРП04 = 6564 - 4509 = 2055 тыс. руб.,

 в т. ч. за счет:

- ∆ VРПопф = VРПусл.1 - VРП05  = 4308,7  – 4509 = -200,3 тыс. руб.

-∆ VРПфотд = VРП06 - VРПусл.1 = 6564 – 4308,7 = 2255,3 тыс. руб.

Проверка ∆ VРП =  -200,3 + 2255,3  = 2055 тыс. руб.

За анализируемый период выручка от реализации продукции  увеличилась на 2055 тыс. руб., в т. ч. за счет уменьшения стоимости ОПФ на 30 тыс. руб., что увеличило объем продаж на 200,3 тыс. руб. и роста показателя фондоотдачи на 3,59 руб., что увеличило выручку от продаж на 2255,3 тыс. руб.

2) влияние изменения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (См. табл. 5,6):

VРПусл.1 = Ч06*Пт05 = 32*174,2 = 5574,4 тыс. руб.

∆ VРП = 2055 тыс. руб., в т. ч. за счет:

- ∆ VРПч = VРПусл.1 - VРП05 = 5574,4  - 4509 = 1065,1 тыс. руб.

-∆ VРПпт = VРП06 - VРПусл.1 = 6564 – 5574,4 = 989,9 тыс. руб.

Проверка ∆ VРП = 1065,1 + 989,9 = 2055 тыс. руб.

На предприятии ООО «Парадигма» за период 2005-2006 гг. рост объема продаж продукции составил 2055 тыс. руб. На это изменение повлияли следующие факторы:

a)  увеличение численности работников предприятия на 6 чел., что повысило выручку от продаж на 1065,1 тыс. руб.

b)  рост выработки на 1 работника по денежной выручке за год на 27,8 тыс. руб., что увеличило объем продаж на 989,9 тыс. руб.

3) ) влияние изменения эффективности использования материальных ресурсов предприятия (См. табл. 3,4):

VРПусл.1 = М06*Мотд05 = 843*5,82 = 4906,3 тыс. руб.

∆ VРП = 2055 тыс. руб., в т. ч. за счет:

- ∆ VРПм = VРПусл.1 - VРП05 = 4906,3  – 4509 = 397,3 тыс. руб.

-∆ VРПмотд = VРП06 - VРПусл.1 = 6564 – 4906,3 = 1657,7 тыс. руб.

Проверка ∆ VРП = 397,3 + 1657,7 = 2055 тыс. руб.

На предприятии за период рост выручки от реализации продукции на 2055 тыс. руб. обусловлен влиянием следующих факторов:

a)  рост стоимости материальных ресурсов предприятия на 68 тыс. руб., что увеличило выручку на 397,3 тыс. руб.

b)  рост материалоотдачи продукции, который вызвал повышение выручки от продаж еще на 1657,7 тыс. руб.

Факторный анализ выручки отдельных видов продукции выполняется по следующей факторной модели:

                        VРПi = Qi*Pi ,                                                     (15)

Где VРПi – выручка от продажи отдельного вида продукции, руб.

Qi – количество проданной продукции i-того вида, шт.

 Pi – средняя цена реализации i-того вида продукции, руб.

Анализ факторов по отдельным видам мебели проведем методом абсолютных разниц (Приложение ).

По результатам расчетов можно сделать вывод, что объем реализации столов увеличился в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 524,6 тыс. руб. Положительно на этот рост оказало влияние увеличения объема продаж на 225 шт., что повысило выручку на 445,9 тыс. руб. и увеличение цены столов в 2006 г. на 28,21 руб., что повысило выручку еще на 78,7 тыс. руб.

Объем реализации зеркал сократился в 2006г. по сравнению с 2005 г. на 84,0 тыс. руб. Отрицательно на уменьшение этого показателя оказало влияние снижение количества реализованных зеркал на 341 шт., что уменьшило выручку на 112,3 тыс. руб. Положительно на выручке от реализации зеркал сказался небольшой рост цен на продукцию, который  повысил выручку от продаж еще на 28,3 тыс. руб.

Подобные выводы делаются по каждому виду продукции и выявленное отрицательное влияние определенных факторов должно быть учтено руководством предприятия при планировании объема продаж на последующие периоды.

Анализируя динамику объема реализации продукции, необходимо учитывать показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактически действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, попадающих под воздействие стоимостного (ценового) фактора.  Следовательно, если на предприятии не ведется учет объема реализации продукции в сопоставимых ценах, то в процессе анализа необходимо привести показатели в сопоставимый вид. (Приложения А,Б)

Похожие материалы

Информация о работе