Монтаж коммутационных аппаратов, распределительных устройств и вторичных цепей в установках напряжением до 1000 В, страница 4

Кольца на концах жил располагают в зажиме по ходу винта, который затягивают плотно, не допуская "выдавливания" жилы или срыва резьбы. Если к зажиму присоединяют два провода, то между кольцами прокладывают шайбу. Соединение больше двух проводов, или медного и алюминиевого проводов, под один винт запрещается. Не допускается изгибать жилы или делать на них кольца плоскогубцами или кусачками.

Проводники у наборных зажимов и у зажимов аппаратов должны иметь маркировку, которую записывают на оконцевателях из пластмассы со вставной надписью или из полимерной трубки длиной 15...20 мм. Надписи на трубках-оконцевателях наносят с двух сторон несмывающимися чернилами. Маркировка на проводах должна соответствовать рабочим чертежам. Навешивать на провода бирки вместо оконцевателей запрещается.

Переключатели и ключи управления подключают в соответствии с диаграммой замыкания контактов, которую приводят на чертеже с принципиальной схемой.

Монтаж распределительных устройств серии РУС. Распределительные устройства РУС предназначены для ввода и распределения электроэнергии в производственных помещениях, управления электродвигателями и другими приемниками, учета электроэнергии, автоматизации технологических процессов.

Конструктивно устройства РУС выполнены в металлических ящиках со стандартными габаритными и установочными размерами [3]. Это позволяет собирать из отдельных ящиков блочные распределительные устройства любых размеров и назначения.

Структура условного обозначения РУС:

РУС-Х1Х2Х3Х4Х5Х6Х7Х8 – Х954Х10Х11

Х1 – класс;

Х2 – группа;

Х3Х4 – номер сборки, блока;

Х5 – ток силовой цепи: 6 ступеней до 660 В;

Х6 – напряжение силовой цепи: 6 ступеней до 660 В;

Х7 – модификация по конструктивному исполнению;

Х8 – напряжение цепи управления: 3 ступени до 415 В;

Х9 – модификация по току расцепителей;

54 – степень защиты;

Х10Х11 – климатическое исполнение и категории размещения.

Рассмотрим работу схемы управления трехфазным асинхронным электродвигателем привода канатно-скреперной установки с помощью РУС 5415.

Канатно-скреперные установки используются на животноводческих фермах для удаления навоза (рис. 11.5) [4]. Их основные узлы: двигатель, понижающий редуктор, кольцевой канат, ведущий барабан, поворотное устройство, натяжные ролики и скреперы, прикрепленные к канату и перемещающиеся в навозоприемных каналах.


Рис. 11.5. Канатно-скреперная установка
1 – привод; 2 – поворотное устройство; 3 – ползун; 4 – скрепер; 5 – кольцевой канат

После проведения необходимых коммутаций в схеме РУС 5415 (рис. 11.6), подключения к соответствующим зажимам силового кабеля питания электродвигателя и контрольных кабелей питания вторичных цепей (кнопочного поста и конечных выключателей), установка управляется с двух мест: с помощью кнопок SB1 «Стоп», SB2 «Вперед» и SB3 «Назад», расположенных на дверце РУС, размещенного в электрощитовой, а также с помощью кнопочного поста (кнопки SB4 «Стоп», SB5 «Вперед» и SB6 «Назад»), расположенного на стене коровника, рядом с электроприводом транспортера (рис. 11.7).

Для управления из электрощитовой переключатель SA ставят в положение «1», при этом замыкаются контакты (1-2) и (5-6). При нажатии кнопки SB2 напряжение 380 В подается через замкнутые контакты кнопки SB1, контакты (1-2) переключателя SA, размыкающий контакт конечного выключателя SQ1 и размыкающий контакт теплового реле КК на катушку магнитного пускателя КМ1. Электрический ток проходит по катушке КМ1, создает магнитное поле, которое притягивает якорь к сердечнику, и тем самым замыкает главные и вспомогательные контакты пускателя КМ1, шунтирующие замыкающие контакты кнопки «Вперед».


Рис. 11.6. Принципиальная электрическая схема ящика РУС 5415


Рис. 11.7. Принципиальная электрическая схема управления канатно-скреперной установкой с помощью РУС 5415

Напряжение подается на обмотки электродвигателя М и осуществляется его пуск, о чем сигнализирует лампа HL4. Трос наматывается на барабан и тянет первый скребок вдоль навозного канала по направлению к выгрузному окну, а второй скребок по другому каналу передвигается от второго выгрузного окна в исходное положение. Так как у скрепера задняя стенка качающаяся, то навоз при обратном ходе не сгребается. Как только первый скребок выгрузит навоз в окно, упор, прикрепленный к тросу, нажимает на конечный выключатель SQ1. Размыкающий контакт SQ1 разрывает цепь питания катушки пускателя КМ1 и двигатель останавливается.

Изменение направления вращения ротора двигателя (реверс двигателя) осуществляется при нажатии кнопки «Назад» SB3. При этом электрический ток проходит по катушке КМ2, замыкаются главные и вспомогательные контакты пускателя КМ2, шунтирующие замыкающие контакты кнопки SB3. Напряжение подается на обмотки электродвигателя (светится лампа HL3), но при этом меняется направление вращения магнитного поля (меняется последовательность фаз на обмотках электродвигателя). Теперь второй скребок транспортирует навоз ко второму выгрузному окну, и когда он провалится в окно, второй упор нажимает на конечный выключатель SQ2, размыкающие контакты которого останавливают двигатель. Для отключения двигателя вручную нажимают кнопку «Стоп» SB1.

Управление процессом удаления навоза обычно осуществляется непосредственно из помещения коровника. Переключатель SA1 на дверце РУС ставят в положение «2» и переходят к кнопочному посту SB4…SB6. Питание на катушки КМ1 и КМ2 подается теперь при нажатии соответствующих кнопок SB5 “Вперед” и SB6 «Назад» через замкнутые контакты (3-4), (7-8) переключателя SA1. Остановка электродвигателя осуществляется теми же конечными выключателями или кнопкой SB4.

Для предотвращения короткого замыкания между фазами "В" и "С", при одновременном замыкании главных замыкающих контактов пускателей КМ1 и КМ2, в конструкции реверсивного пускателя предусмотрена электрическая блокировка: после включения пускателя КМ1, размыкающим контактом КМ1 разрывается цепь катушки пускателя КМ2 и при нажатии кнопки SB3 не произойдет никаких аварийных режимов.

В схеме предусмотрено защитное зануление – корпус электродвигателя соединен с защитным проводником PE, соединенным с глухозаземленной нейтралью трансформатора. В случае пробоя изоляции электродвигателя или кабеля на корпус, в схеме возникнет режим короткого замыкания (через цепь "фаза - корпус - нуль" будет протекать ток короткого замыкания), что приведет к срабатыванию электромагнитного расцепителя автоматического выключателя QF. Автоматический выключатель обесточит схему.