Экспериментальное исследование влияния восприятия музыки на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Экспериментальное исследование влияния восприятия музыки на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста

Цель: выявить исходный уровень эмоциональной отзывчивости у детей старшего ДВ, повысить его в ходе формирующего эксперимента и определить уровень эмоциональной отзывчивости в процессе контрольного эксперимента.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы о том, что восприятие музыки будет способствовать более эффективному развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего ДВ, были определены следующие задачи:

1.  Подобрать методики и провести обследование для выявления уровня развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.

2.  Разработать и провести систему занятий с использованием музыкальных произведений, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей.

3.  Выявить влияние восприятия музыки на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в процессе контрольного эксперимента.

4.  Провести сравнительный анализ статистических данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Первоначальная диагностика была направлена на определение уровня эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки и в процессе имитации игры на музыкальном инструменте. Далее был поставлен формирующий эксперимент, который заключается в том, что с детьми экспериментальной группы организовывались специально разработанные занятия. С детьми контрольной группы работа по музыкальному воспитанию проводилась по традиционной методике. Итоговая диагностика была проведена по тем же методикам, которые были использованы в констатирующем эксперименте.

Выявление уровня развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников

В эксперименте принимало участие 20 детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Количество детей экспериментальной и контрольной групп составляло по 10 человек.

КГ

ЭГ

1.  Коля Н. – 6,4 л

2.  Вера Я. – 6,5 л

3.  Гена  У. – 6,8 л

4.  Таня Б. – 5, 9 л

5.  Олег К. – 6,4 л

6.  Яна Р. – 6,1 г

7.  Игорь Б. – 6,2 г

8.  Инна С. – 6,5 л

9.  Ярослав У. – 5,9 л

10.  Лера Н. – 6,1 г

1.  Виталий Р. – 6,3 г

2.  Алёша У. – 6,5 л

3.  Ваня Я. – 6,6 л

4.  Юля П. – 6,2 г

5.  Анна К. – 6,7 л

6.  Женя С. – 6,3 г

7.  Дима Э. – 6,7 л

8.  Марина Л. – 6,5 л

9.  Аиза Ш. – 6,8 л

10.  Лёша П. – 6,5 л

В ходе исследования были использованы следующие методики, позволяющие определить уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего ДВ.

Методика №1. Автор В.М. Минаева

Методика направлена на изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

Методика №2. Авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Методика направлена на изучение эмоциональной отзывчивости у детей в процессе имитации игры на музыкальном инструменте.

Методика №3. Авторы: О.П. Радынова, Л.Н. Комисарова

Методика направлена на изучение эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки.

Методика №1. «Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции» (индивидуально)

Цель: определить уровень использования детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния.

Ребёнку предлагалось по ходу чтения педагогом стихотворения «Облачка» продемонстрировать печальное, испуганное, весёлое, сердитое, удивлённое облако.

В легких нитях, белой дымкой,
 На лазурь сквозясь,
Облачка бегут по небу,
 С ветерком резвясь.

Любо их следить очами...
 Выше - вечность, бог!
Взор без них остановиться б
 Ни на чем не мог...

Страсти сердца! Сны надежды!
 Вдохновенья бред!
Был бы чужд без вас и страшен
 Сердцу божий свет!

Вас развеять с неба жизни, -
 И вся жизнь тогда -
Сил слепых, законов вечных
 Вечная вражда.

Выразительное средство, используемое ребёнком при демонстрации указанного эмоционального состояния оценивалось в 1 балл, если ребёнок затруднялся или не мог выполнить задание – в 0 баллов.

Методика №2. «Изучение эмоциональной отзывчивости в процессе имитации игры на музыкальном инструменте» (с подгруппой детей (2-3 ребёнка)).

Цель: выявить уровень использования детьми выразительных средств при имитации игры на музыкальном инструменте.

Ребёнку исполняют музыкальное произведение и предлагают его повторить на воображаемом фортепиано вместе со взрослым, который играет на реальном инструменте. Затем исполняют другое музыкальное произведение с тем же заданием.

Выполнение задания оценивалось в 1-3 балла.

Методика №3. «Изучение эмоциональной отзывчивости у детей в процессе восприятия музыки» (с подгруппой детей (2-3ребёнка)).

Цель: определить уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей при восприятии музыкального произведения.

Подгруппе детей предлагалась для слушания песня В. Шаинского «Улыбка» в аудиозаписи.

.Выполнение задания оценивалось в 1-3 балла.

Констатирующий эксперимент

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Общая сумма

 ЭГ

Коля Н.

1

1

2

4

Вера Я.

1

3

2

6

Гена У.

0

2

1

3

Таня Б.

0

1

1

2

Олег К.

1

1

2

4

Яна Р.

0

2

1

3

Игорь Б.

1

3

2

6

Инна С.

1

2

2

5

Ярослав У.

0

2

3

5

Лера Н.

1

1

1

3

 КГ

Виталий Р.

1

1

3

5

Лёша У.

1

3

2

6

Ваня Я.

1

3

1

5

Юля П.

0

2

1

3

Аня К.

0

1

2

3

Женя С.

1

1

3

5

Дима Э.

0

2

2

4

Марина Л.

0

2

2

4

Аиза Ш.

0

3

3

5

Лёша П.

1

1

1

3

Максимальное количество, полученных баллов – 6 (в контрольной группе) и 6 (в экспериментальной группе).

Похожие материалы

Информация о работе