Развитие представлений о предмете психологии. Современные представления о предмете психологии

Страницы работы

Содержание работы

Развитие представлений о предмете психологии. Современные представления о предмете психологии

Почему предмет меняется?

Ни одна наука не явл. изолированной. На психологию влияли: 1. общественное соц.-культ. окружение эпохи, система категорий, особ-ти мышления. 2. эволюция философии и др. наук. 3. связь с требован. к научн. знанию

Психология в рамках философии

Предмет - душа:

Античность:

материализм (Демокрит, Эпикур) и идеализм.

Платон

Душа мировая и индивидуальная. Душа инд. Бывает вожделеющей, аффективно-волевой, разумной (по преобладанию одного из начал. Образы: колесница, стадо, книга. F: итосчник дв. И ист. жизни.

Аритсотель

Душа – энтелехия тела.  Ист. движения, ист. всех f тела, цель тела (неотделима от тела).

Души бывают вегетативными, животными и человеческими.

Средневековье

Фома

Душа – отдельное бытие. Формы: бестелесная и телесная.

Августин

Интроспекция

Предмет – Со

Декарт (XVII)

Предмет – данные самонаблюдения. Объект – Со.

Одно из требований к научному методу: никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым в действительности. Тут два принципа: принцип сомнения и принцип непосредственности (отсюда психику отождествляли с сознанием, так как его явления можем созерцать непосредственно). Другое требование к методу: делить каждую из рассматриваемых проблем на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше ее разрешить. Отсюда – элементаризм в психологии сознания, и вообще в естественных науках. У Декарта особый метод познания души: разумение. То, что человек мылит (= чувствует, желает, знает, думает), остается единственным несомненным фактом после того, как он усомнился в существовании мира. Мыслить – значит воспринимать непосредственно, само собой. А что можно обнаружить первым, обратив мысль на себя? Сознание! Поэтому его и надо изучать. Это есть методологическая основа выделения психологии как науки о сознании.

Локк

Со – совокупность опыта. Ассоциации идей.

В процессе исследования происхождения, достоверности и объема человеческого познания пришел к выводу, что душа – это чистая доска, и все к ней приходит с опытом. А опыт может приходить из 2х источников: 1. ощущение. 2. Рефлексия – внутренне восприятие, деятельность ума, направленная на себя; орган – способности ума (восприятие, мышление, вера, сомнение и др.); продукты – идеи, другого рода, чем от внешних вещей, в большей степени – знания о нас самих. Сознание у Локка тоже было – обязательный признак душевных явлений, некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания и делает из них личность. Сознание неотделимо от мышления. Локк для психологии сознания: 1. Идея рефлексии – философская основа  метода интроспекции. 2. Идеи делит на простые и сложные – опять попахивает элементаризмом, столь важным для психологов сознания. 3. Сознание делает обязательным признаком душевных явлений, поэтому его-то и надо изучать. 4. Вводит понятие ассоциации применительно к душевным идеям – это продукт неестественного сочетания идей.

Лейбниц

Наличие бессознательного

Формирование естественно-научных предпосылок XIX

Предмет соотношение между психическим и физическим.

Влияние ест.наук: 1. заимств. Мтд, 2. запас фактов. 3. теория эволюции

Обращение к патологии.

Научная психология

1874 Вундт.

Сознание – состояния сознания, их связи и отношения суммы всех сознаваемых п-сов.

1)Индивидуальная психология по Вундту должна изучать сознание методами естественных наук – то есть искать в сознании его простейшие элементы и объяснять законы их сочетаний. 2) В поле сознания выделял поле и периферию. В поле находится только то, что сознается ясно и отчетливо, на периферии- все смутное и неясное, то осознаваемое. 2) Анализирует, как связываются элементы в сознании, находит два типа таких связей: ассоциации – пассивный процесс объединения элементов, могут быть как одновременные(слияния), так и последовательные (узнавание и воспоминание); апперцепции – активный процесс выделение в поле сознания какого-либо элемента и перевод его в фокус сознания, внешне выражается во внимании, если она направлена на выбор между двумя объектами, то это воля. 4) Выделял следующие свойства сознания: ритмичность (испытуемый может произвольно организовать в ритм равномерный стук метронома); объем сознания – сознание способно почти беспрерывно насыщаться некоторыми содержаниями, если они активно объединяются (апперцепируются) во все более крупные единицы (нужно сравнивать ряды звуков, а количество элементов в ряду с каждой пробой увеличивалось, они организовывались во все более сложное целое, что давало возможность удерживать их в сознании и сравнивать ряды), это было объективное свойство, элемент сознания; многообразие содержаний (два основных типа элементов сознания – это ощущение и чувствование), это субъективный элемент сознания; динамика сознания – возможность перехода содержаний из периферии в поле и обратно; неоднородность поля сознания. Элементы сознания: ощущ, предст., образы В.

Титченер

интроспекция: а) интроспектируем только простейшие элементы сознания (ощущения и элементарные чувства);  б) ошибка стимула. материя сознания как сов-ть элементов. Ощущ. (кво, инт-ть отч-ть, длит-ть); образы (менее отчётл), чувства (кв, инт-ть).

Джемс

надо изучать не ощущения, а акт этого ощущения, не зрительный образ, акт зрения – функционализм. Сознание не структура, а процесс (динамическое целое). Поток сознания – непрерывно меняющийся процесс. Факт внутреннего опыта – происходят какие-то сознательные процессы.состояния сознания сменяются в нем одно другим. Свойства сознания: 1. Лично. 2. изменчиво в границах 1 Л. 3. непрерывно 4. избирательно. Джемс – есть ощущения этих неустойчивых состояний. Психические обертоны (река, а в ней бочки): то что является антуражем, предварительные схемы и мысли. Между мыслями существует всегда какое-нибудь рациональное отношение (всегда есть какая-то связующая основа – следствие обертонов).

10ые г XX века – открытый кризис

bhv – поведение

гештальт – сра

психоанализ – б/Со

Современное состояние

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
61 Kb
Скачали:
0