Проблема активности и анализ построения движений в работах А.Н.Бернштейна

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Проблема активности и анализ построения движений в работах А.Н. Бернштейна

Принцип активности

– постулирование определяющей роли внутренней программы в запуске и регуляции Д. противостоит принципу реактивности – любой акт поведения определяется внешним стимулом.

Аспекты принципа активности:

1. Конкретно-физиологический – связан с открытием кольцевого принципа регуляции движения, ключевой момент которого – наличие системы обратной связи и сенсорных коррекций исполнения движений. Без наличия некой центральной программы, с которой происходит сличение исполняемого движения, объяснить эти моменты невозможно. Наличие внутренней программы – необходимое условие функционирования кольца. Но как тогда быть с простыми реакциями типа коленного рефлекса? Бернштейн предлагает ввести шкалу, у которой на одном полюсе – безусловные и условные рефлексы типа слюноотдления на лампочку; посередине – акты, в которых стимул приводит не к действию, а к принятию решения о нем; а на другом полюсе – акты, где инициатива начала и содержание задается внутренней программой – произвольные акты. Почему предпочтение в инициативе запуска движения отдается не внешним воздействиям а программе? Потому что сигналы от программы опережают внешнюю стимуляцию, подтверждают это, например, эксперименты с измерением глазо-голосового объема (когда при чтении вслух глаза опережают голос), или то, то в описках можно встретить элементы следующих слов в фразе. Получается, что активные сигналы обеспечивают существенные параметры движений, а внешняя стимуляция – технические детали. В рамках принципа активности принято считать, что субъект сам определяет, на какие стимулы реагировать в соответствии со своей целью.

2. Общебиологический аспект – поиск на общебиологическом уровне признаков существования принципов активности. 1) Процессы развития организма из зародыша – реализация генетической программы. То же – с процессами регенерации. 2) Инстинктивные формы поведения животных – суть реализация генетически заложенных программ поведения. Реактивные процессы имеют место в природе только как учет особенностей среды, но принципиального влияния на организм не оказывают – ех: норма реакции. Общие черты таких внутренних программ: 1) Каждая программа является образом потребного будущего; 2) Они детерминируют процесс жизнедеятельности в его существенных чертах.

3. Философский аспект – на первый взгляд, программы – это нечто идеальное, поэтому не укладываются в рамки материализма. Но только на первый взгляд, потому что программы имеют материальный субстрат – гены, для двигательных программ – взаимосвязи мозговых структур.

Принципы регуляции движений.

Объект изучения Бернштейна – произвольные движения нормального неповрежденного организма, в основном, движения человека.

Принцип сенсорных коррекций – результат сложного движения зависит не только от исполнителя, он и от мешающих внешних факторов (реактивных сил, инерции, внешних сил). Цель движения может быть достигнута только если в него будут постоянно вводиться поправки. А поправки могут быть только если ЦНС в каждый момент времени будет знать о состоянии движения. Для этого нужны сигналы обратной связи.

Теория уровней построения движений.

В зависимости от того, какую информацию несет сигнал обратной связи, афферентные сигналы проходят в разные чувствительные центры головного мозга и, соответственно, переключаются на моторные пути на разных уровнях. Уровни – это морфологические слои ЦНС.

Уровень А – структуры спинного мозга и ствола. Основная функция – регуляция тонуса мышц. Движения – тремор, внутримышечные координации (подбор необходимого усилия), равновесие.

Уровень ВСинергий.  подкорковые структуры. Основная функция – регуляция движений организма как единого целого. Обеспечивает ритмические и циклические движения, которые не требуют координации с внешним пространством – потягивание, эмоциональная мимика и пантомимика.

Уровень С – низшие уровни коры. Вну координация сложных ансамблей. Основная функция – координация движений во внешнем пространстве. Возможность неподготовленных целенаправленных движений в ближайшем окружении. Прицеливание, все переместительные движения (ходьба, бег и пр.), движения рук пианистки или машинистки, метание. Переместительные, на ловкость.

Уровень Д – теменно-премоторный уровень. Основная функция – координация предметных действий, делает возможным манипуляции с объектом и восприятие деталей. Движения подчиняются логике деталей. Жонглирование, фехтование, шнуровка ботинок, завязывание галстука.

Уровень Е – основная функция: обеспечение интеллектуальных двигательных актов: речь, письмо, движения символической или кодированной речи (азбука Морзе). Движения определяются вербальным смыслом.

Зачем нужны коррекции: Силы. реактивные, инерционные, внешние, исх. состояние.

Развитие навыка: Ознакомление: двиг. состав, внутренняя картина=первичная роспись коррекций; автоматизация: развёрстка фонов, срабатывание; Автоматизация: авт., стандартизация, стабилизация.

Дополнительные комментарии:

1. В организации сложных движений участвуют, как правило, несколько уровней: тот, на котором выполняется движение и все предыдущие. В сознании человека представлена только работа ведущего уровня, работы фоновых, как правило, не осознается.

2. Формально одно и то же движение может выполняться на разных ведущих уровнях, в зависимости от смысла задачи.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
34 Kb
Скачали:
0