Полный перечень вопросов к экзамену по предмету “Экономическая теория” и ответы на каждый вопрос из списка, страница 2

            Недостатки: рынок приводит к дифференциации уровня жизни населения, не обеспечивает социальную защиту населения, инфляция и экономические спады и т.д.

            На современном этапе для успешного развития рыночной экономики в России необходимо создавать следующие условия:

1) Наличие в экономике разнообразных форм собственности.

2) Обеспечение свободы хозяйственной деятельности.

3) Формирование механизма свободного ценообразования.

4) Наличие рыночной инфраструктуры.

5) Интеграция России в систему мирохозяйственных связей.

6) Демонополизация экономики.

7)  Создание системы социальных гарантий.

8) Осуществление структурной перестройки хозяйства.

9) Осуществление эффективной инвестиционной политики.

Структура и инфраструктура рынка

Структура рынка – это строение, расположение или порядок элементов рынка. По объектам структура рынка может быть представлена в виде потребительского, денежного рынков, факторов производства, информации, инноваций, недвижимости, и рынка ценных бумаг.

В рамках потребительского рынка выделяют продовольственный рынок и рынок промышленных товаров.

В рамках рынка факторов производства выделяют рынок труда, капитала и рынок земли.

Рынок ценных бумаг тесно связан с рынком капитала и представляет реально существующий капитал в виде акций, облигаций и векселей.

По субъектам можно выделить рынок покупателей, продавцов, государственных учреждений, рынок посредников.

По общественному разделению труда можно выделить местный рынок, региональный, национальный, и мировой рынки.

По уровню насыщенности выделяют равновесный, дефицитный и избыточный рынок.

По степени зрелости: неразвитый, развитый, формирующийся рынок.

По организации рыночного обмена: оптовый, розничный…

По степени ограничения конкуренции – свободный, монополистический, олигополистический (несколько монополий) и смешанный.

Инфраструктура рынка – это совокупность правовых норм, институтов, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению эффективного режима его функционирования.

В связи с этим выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающие производства, социальную инфраструктуру, и инфраструктуру рынка.

Таким образом, основными элементами рынка являются:

1) Биржи.

2) Аукционы и ярмарки.

3) Кредитная система и коммерческие банки.

4) Эмиссионные банки и эмиссионная система.

5) Система регулирования задолженности.

6) Информационные технологии.

7) Налоговая система.

8) Система страхования.

9) Таможенная система.

Функции инфраструктуры рынка:

1) Облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов.

2) Это повышение оперативности и эффективности отношений рыночных субъектов.

3) Это организационное оформление рыночных отношений.

4) Облегчение форм экономического и юридического контроля.

5) Воспроизводство трудовых ресурсов.

3. Ресурсы и факторы производства.

Ресурсы – некоторые средства, с помощь которых возможно производство.

Экономические ресурсы – совокупность материальных, физических, интеллектуальных сил обществ, которые могут быть использованы при производстве общественных благ.

Виду экономических ресурсов:

1. Трудовые ресурсы – численность трудоспособного населения, имеющего возможность быть занятым в трудовом процессе.

Мужчины - от 16 до 60; женщины – от 16 до 55 лет.

2. Финансовые ресурсы – совокупность денежных средств, которые могут быть использованы в процессе производства.

3. Материальные ресурсы – представляет собой средства производства.

4. Природные ресурсы – различные полезные ископаемые, земля, лесные угодья и т.д.

5. Информационные ресурсы – обеспечивают возможность эффективной производственной деятельности путем получения информации о рынках сбыта, поставщиках, конкурентах и т.д.

Факторы производства – это реально вовлеченные в производственный процесс ресурсы.

В соответствии с теорией Маркса выделяются следующие производственные факторы:

1) Труд, 2) Земля, 3) Капитал.

1) Труд – навыки и способности людей, которые они используют в своей деятельности.

2) Земля – вовлеченные в производственный процесс природные ресурсы.

3) Капитал – совокупность материальных и финансовых ресурсов, реально вовлеченных в производственный процесс

Факторы предпринимательской способности. Объединяет труд, землю и капитал.

Микро и макроэкономика.

Микро – уровень отдельного предприятия, либо домашнее хозяйство.

Макро – экономика  отдельного государства в целом. Сюда относятся инфляция, безработица и т.д.

4. Проблема выбора оптимального объема производства. Кривая производственных возможностей.

Упрощенная модель экономики.

Данная проблема одна из основных.

1) Считается, что вся экономика состоит из… 2х видов товаров.

2) Весь объем имеющихся в экономике ресурсов будет полностью расходоваться на производство этих 2х видов товаров. При этом излишков ресурсов не остается.

3) Если все имеющиеся ресурсы затрачиваются на производство 1го вида товара,  то нельзя произвести ни одной единицы товара 2го вида и наоборот.

Пример:

т.

Автомобили

Самолеты

A

15

-

B

12

1

C

9

2

D

6

3

E

3

4

F

-

5

N(3;2) – ресурсы останутся.

M(9;4) – ресурсов недостаточно.

5. Спрос на товар; сущность и факторы его определяющие. Закон спроса.

Спрос представляет собой платежеспособную потребность в приобретении различных товаров и услуг.

Фактор цены.

Закон спроса устанавливает взаимосвязь между ценой товара и тем его количеством, которое хотел бы приобрести покупатель.

Чем меньше цена товара, тем большее его количество при прочих равных условиях хотел бы приобрести покупатель. Закон разработан французским ученым Курло.

<график>

Price

Q, кг.

40

1

30

2

28

2,5

22

3,5

18

5

На формирование рыночного спроса влияют:

1) Изменение доходов потребителей. Если доходы возрастают – увеличивается количество товара, которое потребитель готов приобрести по каждой из возможных постановлений рыночных цен.

2) Изменение вкусов, предпочтений потребителя.