Особенности вербальных характеристик базальных эмоций у школьников разного возраста

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Психология

А. Г. Закаблук

ОСОБЕHHОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БАЗАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

 РАЗНОГО ВОЗРАСТА

The results of the research by means of content-analisis method of 9-17 year-old pupils assotiations on basic emotions of fear and joy are presented.

В изучении природы эмоций особая роль принадлежит речи. «Эмоции являются своеобразным стимулятором ассоциаций из разных, порой не связанных друг с другом областей опыта, что способствует быстрому обогащению исходной информации. Именно речь обозначает, дифференцирует и обобщает эмоциональные переживания, способствует осознанности эмоций и их интеллектуализации» [3]. Поэтому перспективно изучение выражения эмоций в языке с помощью семантического анализа, позволяющего проследить изменения в содержании понятий и терминов.

В статье представлены результаты исследования методом контент-анализа ассоциаций, связанных с базальными эмоциями, у школьников 9-17 лет.

Испытуемые должны были найти как можно больше синонимов для характеристики стимульных слов «страх», «радость», «интерес», «волнение». В результате обработки материалов был составлен по модифицированной методике контент-анализа Б. А Еремеева [1,2] приведенный ниже алфавитно-частотный редуцированный словарь (f > 6) cлов-стимулов для каждой возрастной группы.

Параметрами для оценки вербальных знаний испытуемых о разных видах эмоций были:

1) частота употребления синонимов;

2) длина словаря, т. е. максимальное количество слов, употребляемых испытуемыми каждой возрастной группы для характеристики каждого вида эмоций;

3) информативность словаря, т. е. оценка субъективной сложности в характеристике того или иного вида эмоций испытуемым каждой возрастной группы.

Как видно из таблицы, во всех возрастных группах наиболее часто употребляемые синонимы слова-стимула «страх» — «боязнь», «испуг», «ужас». Однако в каждой последующей возрастной группе увеличиваются количество и частота употребления других синонимов. Особенно заметно это при переходе от младшего школьного к раннему подростковому возрасту (длина синонимического словаря учащихся 9 лет — 5 слов, 12 лет — 7 слов).

Таким образом, синонимическая характеристика состояния страха по мере взросления школьников становится все более сложной. Уже в раннем подростковом возрасте слово «страх» ассоциируется не только со словами «боязнь» и «испуг» (хотя бы в некотором приближении косвенно характеризующими это состояние), но и со словом «трусость», отмеченном у этой возрастной категории в 40 случаях из 125 возможных. Между тем это слово-ассоциант характеризует скорее не состояние страха, а его ожидание. Следовательно, лексика подростков позволяет им дать вербальные характеристики не только самих эмоций, но и  состояний их упреждения.

Характерно, что при этом частотность употребления синонимов «боязнь» и «испуг» в целом сохраняется, как и в следующих возрастных группах. Однако в лексике старших школьников доминирует слово «ужас» (78 случаев, тогда как у младших школьников — 14). Как отмечается в словарях, этот синоним употребляется для выражения крайне сильной степени страха. Увеличение частоты употребления синонима «ужас» в старших возрастных группах достаточно наглядно подтверждает, что по мере взросления изменяется эмоциогенность объектов страха, а также повышаются ожидания ситуации, которую можно считать страшной.

Итак, с возрастом, с одной стороны, расширяется словарь синонимов для характеристики состояния страха, что свидетельствует о более точных, дифференцированных знаниях испытуемых, о различении ими оттенков проявления страха. С другой стороны, растет субъективная сложность в характеристике такого состояния. Причина подобного противоречия, по мнению К. Изард, В. А. Лабунской, В. Н. Кунициной, в том, что, начиная с подросткового возраста (а особенно в юношеском), знания испытуемых об эмоциях все более опосредуются отношением к эмоциям, которые они характеризуют. И в нашем исследовании проявилось такое же затруднение испытуемых подростков и юношей —дифференцировать объективную оценку вида эмоций и личное отношение к этой эмоции (например, причины употребления синонима «трусость»).

Длина алфавитно-частотного словаря состояния радости невелика во всех возрастных группах. В среднем активно употребляется 6 слов-синонимов, причем младшие школьники пользуются и прилагательным «радостный». Очевидно, что они испытывают трудности в выборе лексических средств, обозначая состояние радости преимущественно словом «веселье» (едва ли не единственный синоним). С подросткового возраста вербальные возможности для характеристики состояний радости заметно расширяются. Так, для обозначения высокой степени этой эмоции младшие подростки предпочитают синоним «восторг», старшие — «восторг», «удовольствие», «ликование». Однако следует отметить, что во всех возрастных группах отмечается и высокая частота использования синонима «счастье» для обозначения высшей степени благоприятного состояния индивида.

Закономерности словаря по такой эмоции как радость аналогичны полученным при синонимическом описании испытуемыми страха, а именно: с возрастом субъективная сложность в описании эмоционального состояния усиливается. Причины, по-видимому, те же.

Выбор семантических средств для характеристики состояний интереса также свидетельствует о расширении с возрастом лексических возможностей. В целом же преобладают синонимы «любопытство» и «любознательность». Младшие школьники по-прежнему испытывают трудности в выборе других слов. В 24 случаях они использовали прилагательное от слова-стимула. Младшие подростки употребляют синоним «заинтересованный». На первый взгляд, здесь имеют место те же явления, что у младших школьников. Однако у старших подростков и старших школьников появляется иная форма — «заинтересованность». Нам удалось выяснить, что под этим понимается высшая степень интереса, увлеченности чем-либо.

Похожие материалы

Информация о работе