Особенности вербальных характеристик базальных эмоций у школьников разного возраста, страница 2

Информативность словаря при характеристике состояния интереса каждой последующей возрастной группы увеличивается, — т. е. проявляются те же особенности, что и при вербальной характеристике испытуемыми страха и радости. С подросткового возраста испытуемые вносят в характеристику эмоций оценочно-субъективные суждения о них, что и вызывает субъективные затруднения в правильном описании вида эмоций.

Рассмотрим алфавитно-частотный словарь состояния волнения. Как видно из таблицы, школьники всех возрастных групп, особенно ученики младших классов и старшие подростки, испытывают значительные трудности при вербальной характеристике этой эмоции. Частотные словари синонимов слова-стимула незначительны: 5-6 слов. Младшие школьники вообще затрудняются в выборе соответствующего синонима. Максимальное число ассоциантов — 15, а всего при длине словаря в 5 слов было употреблено 59 синонимов-ассоциантов. При этом выбирались такие слова как «страх», «волноваться», «переживание». Употребление глагола «волноваться» свидетельствует о скудости вербальных средств для характеристики данного состояния. Использование синонима «переживание» также свидетельствует о трудностях определения указанной эмоции. Достаточных данных о признаках этого состояния у младших школьников нет. Интуитивно они полагают, что волнение переживается иначе, чем страх, но плохо осознают специфику этого состояния, его отличие от страха.

Трудности в выборе синонимов слова-стимула «волнение» отмечаются и в группе младших подростков. Вместе с тем у них появляется лексика, косвенно характеризующая состояние волнения: «беспокойство», «тревога». В группе старших подростков также наблюдаются трудности в выборе синонимов для обозначения этого состояния. У старших школьников уменьшается длина словаря (до 4 слов), большое число испытуемых использует слово «радость», к которому старшие подростки прибегают при характеристике волнения в процессе межличностной коммуникации. Отмечено использование синонима «ожидание»; хотя с семантической точки зрения это неправомерно, но, на наш взгляд, четко характеризует специфическую сторону волнения. Наиболее часто употребляется слово-ассоциант «переживание» в значении «беспокойство». При этом у старших школьников отмечалась направленность этого состояния на другого человека: в большинстве случаев к слову «переживание» добавлялось — «за кого-нибудь».

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

алфавитно-частотный словарь эмоциональных состояний страха и радости у школьников всех возрастных групп значительно богаче, чем словарь интереса и волнения;

вербальные возможности для выражения знаний об этих эмоциях расширяются с возрастом: так, словарь синонимов для эмоций страха и радости у младших школьников значительно беднее, чем у подростков и юношей, как по частоте употребления слов, так и по длине словаря, его информативности;

начиная с подросткового возраста на вербальную характеристику того или иного вида эмоций все больше влияет субъективно-оценочное отношение испытуемых к признакам проявления эмоциональных состояний.

Литература

1. Еремеев Б. А. Диагностика познания человека человеком (методика «тройного сходства»): Методическая разработка для психологов. СПб.: Образование, 1991.

2. Еремеев Б. А. Оценка содержательного разнообразия в школьных сочинениях: Методическая разработка. СПб.: Образование, 1992.

3. Лабунский В. В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Редуцированный ассоциативный алфавитно-частотный словарь синонимов для обозначения разных видов эмоций

 n = 125 - в каждой возрастной группе, b>6 - каждого синонима

Алфавитно-частотный

В о з р а с т,          л е т

словарь состояния

9

12

14

17

Страх

Частота употребления синонима:

боязнь

волнение

жуть

испуг

кошмар

робость

страшный

страшно

трусость

ужас

81

11

-

46

-

-

10

-

-

14

83

10

-

44

25

-

-

8

40

36

80

6

-

52

-

9

9

-

20

39

78

6

9

63

26

-

-

-

18

78

Длина словаря

5

7

7

7

Информативность словаря (в битах)

1.8298

2.4882

2.3132

2.3519

Радость

Частота употребления синонима:

Веселье

Восторг

Ликование

Праздник

Радостный

Смех

   Счастье

81

-

-

-

14

26

14

55

12

-

7

-

22

64

73

14

-

-

8

13

23

77

29

12

-

-

8

60

Удовольствие

Удовлетворение

хорошее настроение

шутка

-

-

-

10

-

-

10

-

-

-

7

-

10

9

-

-

Длина словаря

5

6

6

7

Информативность словаря  (в битах)

1.8329

2.4882

2.0135

2.2817

Интерес

Частота употребления синонима:

внимание

заинтересованный

заинтересованность

интересный

любознательный

любознательность

любопытство

пытливость

увлечение (хобби)

увлеченность

-

-

-

24

16

-

61

-

-

-

-

14

-

-

-

7

42

-

34

-

7

-

24

-

-

22

47

-

24

-

-

-

8

-

-

20

61

9

34

17

Длина словаря

3

4

5

6

Информативность словаря(в битах)

1.3526

1.7287

2.1231

2.3226

Волнение

Частота употребления синонима:

беспокойство

боязнь

волноваться

взволнованный

нервность

ожидание

переживание

робость

страх

тревога

-

9

14

-

8

-

15

-

13

-

19

-

9

-

-

-

30

-

6

17

20

9

-

10

14

-

18

6

-

-

25

-

-

-

-

7

90

-

-

24

Длина словаря

3

5

6

4

Информативность словаря (в битах)

2.2806

2.1242

2.4735

1.5032