Основные характеристики сознания. Определения сознания. Структура сознания

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Основные характеристики сознания

Факты. В культ.ист.пс. артф-орудие деят-и, символ

Артефакты.-эффект эксп-ошибка внушен показаний

Ритмичность – связанность, организованность простых впечатлений.

Сознание как структура, субъект является произвольным. Структурированность связана с наличием цели.

Заполненность структуры – объем. Сознание – количество простых впечатлений, которые субъект воспринимает в данный момент как единое целое. В структуре сознания есть центр и периферия.

В структуре сознания есть центр и периферия: выделение уровней сознания.

В центральной части поля сознания простые впечатления ясны и отчетливы.

Апперцепция–процесс, в результате которого впечатления становятся ясными и отчетливыми. Апперцепция–процесс преобразования (воображение).

Определения сознания.

Общее определение (Петухов) Сознание – это представление субекта о мире и своем месте в нем, связанное со способностью познавать собственный внутренний опыт и необходимое для разумной организации совместной Д людей. Сознание (Леонтьев, ПРП) – отражение объективной действительности в ее отделенности от субъекта, его состояний и наличных отношений его к этой действительности.

Необходимость появления сознания:

1. В филогенезе необходимость такого «предстояния» объектов внешнего мира человеку возникает лишь при переходе от приспособительной Д животных к трудовой Д, специфичной только для человека. Т.к. продуктов труда еще нет, он может регулировать Д только в качестве образа, причем этот образ должен изменяться в соответствии с наличными условиями. Для этого появляются сознательные представления – суть явления сознания. Получается, что у Леонтьева природа сознания объяснена через предметный характер трудовой деятельности человека. И в процессе этой Д представление, ей управляющее, получает второе рождение – существование в предмете, доступном чувственному восприятию. Такое понимание сознания – преодоление постулата непосредственности (наконец-то!): если допустить, что внешние воздействия непосредственно вызывают в мозгу субъективный образ, то как объяснить, что этот образ выступает вне субъекта, в координатах внешнего мира. В классической психологии это объясняется через вторичное проецирование, но это умножение сущностей. С т.з. Леонтьева, образ «вычерпывается» из внешнего мира, а не проецируется на него. Предметность: : реальность, объективированность (вынес. вовне), означенность, константность, полимодальность.

2. Чтобы отразить объект в сознании, недостаточно, чтобы он выступил для субъекта своими вещественными свойствами. Он должен так трансформироваться, чтобы стать познанным субъектом. На этом этапе нужно означить объект, чтобы познать его, и тут-то и появляется необходимость в языке. Язык – это продукт и средство общения между собой участников коллективной Д, соответственно, надо, чтобы окружающие партнеры поняли, какое свойство объекта ты имеешь в виду, иначе Д развалится.

Изменения сознания в ходе филогенеза:

1. Первоначально сознание существует только в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий мир, а Д остается только внешней практической.

2. Потом предметом сознания становится и Д сама по себе: осознаются действия других людей (а как еще учиться?), а через них – и свои собственные. Все это – с помощью речи, через общение. Отсюда появляются внутренние действия и операции, протекающие в плане сознания. Здесь важный момент: сознание отделяется от внешней деятельности и начинает управлять ей.

3. Разрушается первоначальная слитность сознания коллектива и сознания составляющих его индивидов, т.к. расширяется круг осознаваемых явлений, у каждого появляется что-то свое, и в результате индивидуальное сознание отделяется от коллективного.

Структура сознания: 

1. Значение – это то, что объективно открывается в предмете или явлении, в системе объективных связей, отношений, взаимодействий, отражается и фиксируется в языке и благодаря этому приобретает устойчивость. Это форма присвоения общественного опыта, но существует и как факт индивидуального опыта. Возникновение значение связанно с появлением действия и тем, что субъект осознает отношение своей цели к собственному мотиву, тем, что эти действия имеют для него и для других смысл. Функция значения: опосредовать отражение человеком мира, поскольку он сознает его, поскольку он при этом опирается на общественный опыт. Интроспективно значение как правило отсутствует в сознании в момент восприятия объекта, оно только преломляет восприятие (можно привести пример про узнавание температуры по Мамардашвили: увидев, что -5, нужно знать, что есть градусник, что есть шкала Цельсия, и пр. – все это система значений, но мы ее не осознаем). Оканчательное определение значения: Значение – это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей степени полноты и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в языке в форме обобщенного знания или образа действия.

2. Личностный смысл – личностный факт, важный для конкретного субъекта, овладевает он или нет неким значением и то, чем оно становится для него. Исследования смысла: 1. В рамках явлений сознания: Бине – смысл есть зачаточное действие; Полан – смысл есть совокупность всех психических явлений, вызываемых в сознании словом; Титченер – смысл есть сложное контекстное значение. 2. Смысл в отечественной психологии – в рамках генетических исследований, выходящих за рамки только явлений сознания. Смысл тут есть отношение, которое создается у субъекта Д. Он выражает отношение цели к мотиву, он уже не со стороны значения действия к коллективу, а со стороны самого субъекта, реализующего действие.

3. Чувственная ткань сознания – образующая чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти. Первое, что обнаруживается в сознании. Функция: придание реальности открывающейся картине мира. Чувственная ткань может быть представлена в сознании двояко: 1. Как то, в чем для субъекта существует предметное содержание объекта – нормальное состояние. 2. Сама по себе – это только в специальных опытах, как то у Стреттона, различается у Гибсона в разнице понятий «видимого поля» и «видимого мира».

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
41 Kb
Скачали:
0