Основные положения гештальтпсихологии

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Основные положения гештальтпсихологии

Все пошло с критики ассоцианизма. Основной критикан – Вертгаймер.

1. С чего все началось:

Лейпциг, 1890, фон Эренфельс статья «О гештальт-качествах». нельзя говорить о том, что элементы суммируются, восприятие целостно изначально. Не целостность образуется из суммы элементов, а элементы определяются свойствами целого, в состав которого они входят.

2. Собственно гештальт-психология.

Считается, что впервые Вертгаймер выступил со своими идеями в 1912 в статье про фи-феномен – феномен чистого движения. 2 точки на месте, но когда они перемигиваются с определенной скоростью, кажется, что между ними существует движение, кажется, что есть целостность, но нет элементов.

Единицы анализа в г-п:

была проблема найти те самые единицы анализа, которые позволили бы сохранить все свойства целого. Были выбраны «гештальты» - целостные образования, выступающие в феноменальном плане как фигура на фоне. Фигура – некоторая вещь, в восприятии которой все ее свойства достаточно ясны и отчетливы. Фон – некая субстанция, неясная и размытая по отношению к фигуре.

Связующие силы:

между всеми объектами, находящимися в поле восприятия действуют два вида сил, которые помогают структурировать реальность: 1. связующие силы, которые объединяют объекты в гештальты. Чем ближе объекты в пространстве и времени – тем сильнее связующие силы. Ех: два близких укола на коже кажутся слитными, или две чуть диспаратные точки пространства кажутся одной. Но если бы действовали только эти силы, все поле восприятия слилось бы в единую однородную сферу. 2. Поэтому нужны еще и разделяющие силы. «Они являются периферическими по природе и разделяющими по функции».

Законы

1. Близость – чем ближе объекты друг к другу, тем с большей вероятностью они окажутся целостным образом; 2. Сходство – чем более сходны между собой части фигуры, тем  с большей вероятностью они организуются в целое; 3. Продолжение – чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности (функционируют как части знакомых образов), тем с большей вероятностью они организуются в целое. 4. Замкнутость – чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в целостные образы. Принцип изоморфизма: при проекции сенсорного воздействия на кору, на ней возникнет возбуждение, такое же по форме, как это самое воздействие; сознательно воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения, квадратной по форме в таком-то месте зрительной коры.

Основные п-сы:

Мышление

Келлеровские обезьяны. К ним, кстати, относятся и исследования мышления в г-п. Это Дункер. 5 стадий решения задач по г-п: 1. ориентировка в материале 2. осознание конфликта 3. нахождение функционального решения 4. инсайт 5. его реализация и проверка. Если нет, то все возвращается к первому этапу. Инсайт – вообще важное понятие. Это моментальное переструктурирование ситуации в конфликте так, чтобы этот конфликт разрешить.

Восприятие

Всё началось с транспозиции мелодии. Акцент на врожденный характер перцептивных процессов. Фи-феномен.

Вн

Внимание – сила, исходящая от эго и направленная к объекту. Структура. Организация. Внмание добавляет энергию к отд. части поля -> увеличение расчленённости.

Энергию прямо в мозгу. 

Кёлер: во многих случаях научение не менее существенно для перц. расчленения, чем высокая степень организации.

Гельб. Две линии, продемонстрированные через отверстие при фиксации центра – воспринимаются слитно. А если верхнее кольцо снять – две линии; 2. Кёлер и Адамс. Куча чёрных кружочков, горизонт. и верт. расстояние варьирует. Ищется порог расчленения. 1 иснтр. – фон. 9/32 дюйма. 2 инстр. – описать. 15/32 – понижение порога. От времени экспозиции не зависит. 3. Тот же порог различение но на словах men. 4. Исследование эффекта насыщения.

Курт Левин:

говорил, что характеристики, через которые мы можем описывать объект, его поведение в разных ситуациях, не следует понимать как атрибуты, присущие ему в силу его особой природы, они обнаруживаются только в связи с другими объектами в контексте определенной ситуации. Главное понятие – поле – совокупность взаимосвязей элементов внешней среды и внутренней ситуации (понятие, как и прочее, заимствовано из физики – это очередная попытка сблизиться с естественными науками и вывести законы психической жизни из законов природы). Это поле характеризуется а) топологией – имеет разные области; б) динамикой сил, влияющих на находящиеся в поле объекты. Поведение – функция специфического взаимодействия сил поля, порождающих в индивиде напряжение системы, стремящееся к разрядке. Психодинамика – концепция законов и механизмов трансформации энергии побудительных сил в конкретные действия. Основные понятия: потребность – напряженная система, стремящиеся к разрядке, которая наступает при подходящем случае. Намерения – квазипотребности: определение то же, но имеют социальную природу. Воля – целый спектр произвольных процессов, позволяющих человеку самому структурировать поле, в котором он будет действовать. У Левина – особый тип экспериментов: максимальное воспроизведение суть жизненных ситуаций. Потом в Америке Левин использовал свою теорию поля для построения более мелких теория («Психология меньшинств», «Социально-психологические различия между США и Германией), или для решения достаточно конкретных задач (стили лидерства, влияние этих стилей на поведение)

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
34 Kb
Скачали:
0