Обследование: процедура и результаты

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ОЛЬГА  РЕШЕТНИКОВА

ОБСЛЕДОВАНИЕ

ПРОЦЕДУРА И РЕЗУЛЬТАТЫ

В чем состоит «сверхзадача» работы психолога при определении

готовнос­ти ребенка к школе?

Миссия психолога сводится не к про­ведению обследования и тем более не к вердикту «пущать» или «не пущать». Очень важно установить доверительный контакт с родителями. В первую очередь, именно им необходимо представить ис­тинную картину готовности ребенка. Ведь многие, заранее обучив малыша чтению письму и счету, искренне уверены, что их малыш, бегло считающий до двадцати и знающий все буквы алфавита, а иногда даже умеющий читать готов к обучению Они считают его потен­циальным отличником и неоспоримым кандидатом в гимназический или другой продвинутый» класс.

К сожалению, часто при диагностике за этими внешними факторами проступает элементарная несформированность опе­раций мышления. Такой ребенок может не справляться с выполнением элемен­тарных заданий в частности по выявле­нию четвертого лишнего» или у него будут проблемы с осуществлением логи­ческого переноса даже при исследовании невербального мышления. Если к этому добавляются еще и трудности произволь­ной регуляции деятельности или внимания, то перед психологом встает достаточно сложная задача убедить родителей в том, что у ребенка в будущем возмож­ны серьезные проблемы. Первый шаг к их решению - консультация с психонев­рологом или другим специалистом.

Что требуется от психолога при наборе детей в школу?

В первую очередь надо по возможнос­ти комплексно обследовать ребенка. За­тем, на основании полученных данных со­ставить заключение, о его готовности к на­чалу обучения. Результаты зафиксиро­вать желательно доступным для педаго­гов и родителей языком в карте обследования ребенка или другом документе.

Дальше предстоит работа с родителя­ми. Их надо проинформировать о степе­ни готовности малыша к началу обучения, а при необходимости рассказать и о про­блемах которые могут возникнуть при поступлении ребенка в школу, дать реко­мендации как с ними справиться.

И последнее; - ознакомить педагогов школы с результатами диагностики учи­тывая главный этический принцип — все сведения о проблемах ребенка должны сопровождаться рекомендациями по спо­собам их коррекции.

Представитель школьной администра­ции или педагог может присутствовать при обследовании, но он обязан не вмешиваться в его ход, не реагировать и не проявлять никаких эмоций ни позитив­ных, ни негативных.

Как лучше представить  результаты обследования?

Результаты обследования должны быть использованы педагогами, родителями и школьным психологом, как основа для индивидуального подхода при работе с ре­бенком сейчас и для более глубокого изучения его особенностей впоследствии.

Такую возможность, на мои взгляд дает использование карты психолого-педагогической диагностики ребёнка. Ее вариантов существует множество, и она мо­жет быть составлена самим психологом.

Карта заполняется психологом после первичного обследования ребенка и включает в себя данные уровня развития основных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, внима­ния, воображения, эмоционально-воле­вой регуляции, речи, работоспособности, моторики руки, сенсорной и простран­ственной координации). Если есть возмож­ность более длительного наблюдения за детьми (например, психолог работает с группой детского сада) и применения других, в том числе и групповых диагно­стических процедур то в карте фиксиру­ются личностные характеристики ребен­ка, особенности его взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отдельная графа посвящается выводам. Сюда заносятся наиболее значимые результаты диагностики малыша, в част­ности заключение о его готовности к на­чалу учебной деятельности.

Кроме этого в карту записываются ос­новные рекомендации для родителей и педагогов. Это могут быть предложения о целесообразности обучения ребенка по той, или иной программе ,рекомендации по консультированию со специалистами — психоневрологом, ло­гопедом невропатологом — до начала школьного обучения. Здесь же можно поместить и основные пожелания по разви­вающей и коррекционной работе, которые было бы полезно осуществить до поступления в школу.

После проведения обследования и за­полнения карты психолог обсуждает его результаты с представителями школь­ной администрации и педагогами. С за­ключением и рекомендациями психолога знакомятся родители и уточняют не­ясные моменты. Они тоже должны поставить свою подпись под заключением пси­холога.

Аналогичный вариант такой карты мо­жет заполняться психологом и впослед­ствии уже во время обучения ребенка в школе. Это позволит проследить динами­ку его развития, выделить проблемные зоны, проследить эффективность коррекционной и развивающей работы.

Стоит ли родителям присутствовать при обследовании ребенка?

Родители, особенно те, кто привык все держать под контролем, стремятся наблюдать за процедурой обследования. Однако их присутствие, на мой взгляд, нежелательно.

При диагностике крайне важно наблюдать за ребенком, отслеживать его спонтанные реакции. Наличие кого-то из родителей искажает естественность таких реакций. Проводя обследование без присутствия родителей, мы помещаем ребенка в ситуацию приближенную к школьной и лишаем мам пап, бабушек, главного искушения — давать по ходу обследования оценку своему ребенку, комментировать и критиковать его действия, подсказывать ему варианты ответов.

Даже если родители сидят в уголке, дав клятву гробового молчания,   их присутствие влияет на ребенка   привыкшего к оценке и поощрению.  После каждого ответа малыш поворачивает голову в ожидании кивка или другой реакции. А уж замечания типа «Ну что ты сегодня совсем ничего не соображаешь,  ведь это мы с тобой делали много раз!» могут полностью деморализовать будущего первоклассника. Часто ребенок увереннее себя чувствует и лучше выполняет задания без «гиперконтрольной»   мамы.

Бывает и обратное. Некоторые «домашние» дети очень болезненно переживают  кратковременную разлуку с мамой, даже будучи уверены в том, что она находится рядом, зазакрытой дверью, и не выполняют заданий. Сам по себе этот момент очень диагностичен и, безусловно, говорит об эмоциональных,   а иногда даже личностных проблемах ребенка, делая его явным кандидатом на «школьную дезадаптацию».

Как ускорить проведение обследования без ущерба

для его качества?

Для снятия или уменьшения стрессового фактора, который может возникнуть при обследовании, лучше одновременно работать с двумя детьми. Пока один занят срисовыванием, копированием, рисованием «заборчиков», «точек», складыванием фигур из кубиков или других деталей, раскладыванием карточек невербальной классификации и так далее, другой малыш выполняет задания вербальных тестов. При таком распределении заданий, одновременная работа двух детей значительно сокращает время. Чтобы дети не смогли  подслушать ответы, психолог должен иметь в запасе арсенал не повторяющих друг друга вопросов, картинок, рассказов.

Наличие рядом сверстника, позволяет малышу раскрепоститься - ведь он тут не один и ничего страшного не происходит. Психологу это даст богатую информацию о возможностях эмоционально волевой регуляции познавательной деятельности. Здесь психолог работает с ребенком не один на один, а в своеобразной микро группе, где хорошо проявляются возможности произвольной регуляции внимания, самооценки, элементы группового взаимодействия.

Конечно, тут есть дополнительные трудности для самого психолога, надо отслеживать одновременно работу двух детей, делать выводы и фиксировать результаты. Помочь может предварительная подготовка  в тетради или блокноте. Надо заранее начертить шаблон для будущего обследования, а при его проведении лишь фиксировать результаты, лучше специальными обозначениями. Это позволит  практически не тратить времени на записи и полностью сконцентрироваться на процедуре обследования. Расшифровка записей и анализ результатов проводятся позже.

Использование перечисленных приемов в сочетании с оптимально подобранными тестами, не требующими значительных временных затрат, позволяет говорить об "экспресс диагностике, которая занимает около тридцати минут, не считая времени на обработку результатов (Здесь мы не говорим о трудных и неординарных случаях, когда необходимо применение дополнительных диагностических методов). Что касается подбора самих тестов, то, как показал опыт, каждый психолог имеет собственный набор «обкатанных» тестов и диагностических методик. Единственное что стоит учесть, это нежелательность использования при таком варианте обследования длительных и сложных в обработке методик.

Похожие материалы

Информация о работе